ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Депутаты фракции "СР" задали вопросы Председателю Центробанка Эльвире Набиуллиной

13 ноября 2015

13 ноября Государственная Дума рассмотрела проект постановления ГД № 926945-6 "Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов". С докладом по данному проекту постановления выступила Председатель Центрального банка Российской Федерации Эльвира Набиуллина. С содокладом выступил председатель Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков. Вопросы задали Анатолий Аксаков, Александр Тарнавский. Предлагаем вашему вниманию выдержки из стенограммы.

Анатолий Аксаков:

- Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, в этом зале часто задают вопрос представителям исполнительной власти, и вам этот вопрос.

Все понимают, что надо преодолевать неэффективную структуру экономики, а это требует, в том числе, значительных ресурсов, которые направляются в инвестиции. Внешнее фондирование затруднено, практически запретительно. Бюджет ограничен. То, что предусмотрено в проекте, крайне слабо может поддержать изменение структуры. Бизнес, видя, что государство не идёт в инвестиции, тоже не спешит инвестировать. Вся надежда на Центральный банк.

Вы заявили о том, что объявили уже полтора года назад о проектном финансировании, о его поддержке. Мы сегодня рассказали о том, что только менее половины лимита Правительство выбрало за эти полтора года.

Возникает вопрос: почему так медленно они работают? И что готов сделать Центральный банк ещё для того, чтобы поддержать.

Эльвира Набиуллина:

Спасибо большое за вопрос.

Если вопрос о конкретном инструменте проектного финансирования, он действительно достаточно долго разворачивался, это совместный инструмент Центрального банка и Правительства. Решение Центральный банк со своей стороны принял ещё в апреле 2014 года, тогда мы установили лимит в 50 млрд рублей, в этом году увеличили до 100 млрд рублей, выбрано (я уже сказала) меньше половины.

Но есть процесс отбора проектов. И по моим данным, проектов сейчас отобрано на большую сумму, больше 300 млрд рублей. Весь объём госгарантий, а это проекты под четверть госгарантий, весь объём госгарантий, который был предусмотрен бюджетом на этот год, тоже практически выбран, и сейчас просто банки приходят к нам за рефинансированием, и мы видим, что в следующем году мы будем продолжать давать деньги под уже принятые решения.

Плюс к этому на 2016 год предусмотрен также определенный объем госгарантий, так что этот инструмент будет работать.

Вопрос, конечно, возникает по поводу эффективности проектов, насколько они повлияют на импортозамещение, но такой анализ можно будет сделать после их реализации.

И у меня буквально полторы минуты, я бы хотела ответить и в целом на вопрос финансирования инвестиций, это ключевой вопрос.

Понятно, что новая модель экономики требует инвестиций. Инвестиции должны финансироваться, бюджетные инвестиции. Ограничены, вы совершенно правы, внешние источники ограничены, остаются два механизма: первый – прибыль, и соответственно финансирование либо заемное, либо привлечение внутренних инвесторов.

Прибыль в этом году, в первой половине года выросла существенно, она потом начала уже снижаться, темпы, но посмотрите, она не пошла в инвестиции. Это вопрос не процентных ставок, это вопрос в целом отношений и мотивации инвесторов, потому что ресурсы в первой половине года были связаны с ростом прибыли, в первой половине года прибыль выросла на 40%.

Поэтому нужно создавать мотивацию, нужно ликвидировать те узкие места, структурные проблемы, которые мешают этим инвестициям.

И еще раз хотела бы подчеркнуть, не надо увлекаться многим секторам долговым финансированием. Долговая нагрузка большая у некоторых предприятий, она давит на их выживаемость, платежеспособность низкая, нужно привлекать инвестиции, нужно привлекать с рынка капитала, потому мы как мегарегулятор также заинтересованы в том, что развивать финансовые институты, которые дают не просто долговое финансирование, а дают деньги в капитал.

Спасибо.

Александр Тарнавский:

– Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, обсуждаемый документ, он достаточно короткий – там на ближайшие три года. И с одной стороны, правильно говорится о том, что важна устойчивость рубля, стабильность, а с другой стороны, есть пассаж о наращивании международных резервов вплоть до 500 миллионов долларов США. И это тоже очень правильно.

Но не согласитесь ли вы, что это ближе к фантастике, потому что на этом лаге краткосрочном вряд ли мы получим, если что-то вдруг не изменится, большой приток валюты, а если ЦБ выйдет на рынок валютный вместе с нашими нефтеэкспортёрами и будет покупать валюту, то это обязательно скажется на уровне жизни россиян. Многие услуги россиян всё-таки покупаются за валюту, люди хотят ездить за рубеж, покупать товары с импортной составляющей.

Правильно ли я понимаю, что к этому надо подходить творчески, я имею в виду к наращиванию валютных резервов? Спасибо.

Эльвира Набиуллина:

Так мы и подходим. У нас нет жёсткой цели по наращиванию золотовалютных резервов. У нас есть желаемый ориентир – 500 миллиардов долларов, чтобы золотовалютные резервы составили. И не в трёхлетней перспективе, мы уже сказали, что это может быть 5-7 лет и более. Считаем это необходимым с точки зрения создания дополнительной "финансовой подушки" для государства в условиях такой внешней неопределённости.

Выходить на рынок с покупками будем только в случае стабильного валютного рынка. И наши покупки выстроены таким образом, чтобы минимизировать влияние на внутридневные котировки курса, чтобы усугублять тренды и не создавать волатильность. То есть мы будем подходить к этому достаточно аккуратно.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024