ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Выступление Сергея Миронова по итогам отчета Правительства РФ за 2014 год

21 апреля 2015

21 апреля с отчетом о деятельности Правительства Российской Федерации за 2014 год перед депутатами Госдумы выступил Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. От фракции "СР" по итогам отчета выступил руководитель фракции Сергей Миронов:

– Уважаемые коллеги!

Форс-мажорные обстоятельства нанесли нашей экономике серьезный урон. Но никакие заокеанские пророчества не сбылись. Положение стабилизировалось. И Правительство, видимо, имея к тому основания, считает, что это его заслуга. Но если бы Центральный банк и Правительство тоже сами не делали бы ошибок – урон был бы меньше.

Самым драматичным моментом прошлого года стало беспрецедентное падение курса рубля в течение одного месяца.

До сих пор нет ответа на вопрос: как Центробанк и примкнувшее к нему Правительство ухитрились уронить рубль при его физическом дефиците, положительном внешнеторговом балансе и крайне незначительном государственном долге!?

Думаю, в ситуации с рублем со всей очевидностью проявились рыночные иллюзии экономического блока Правительства. Говорить о свободном плавании рубля в условиях однобокого экспорта, отсутствия национальной нефтяной биржи и высокого оттока капитала, мягко говоря, наивно.

На открытии сессии наша фракция заявила, что поддержание стабильности на финансовых рынках должно быть сформулировано в качестве цели государственной политики. Мы еще раз настаиваем на этом!

Теперь о господдержке системообразующих предприятий и банков. Конечно, такая поддержка необходима. Но, как и в период кризиса 2008-2009 гг., нет никакой уверенности, что деньги, выделенные на докапитализацию банков, попадут в реальный сектор экономики.

В декабре государство поддержало ВТБ, выделив ему 100 млрд. рублей, и собирается выделить еще 150 млрд. рублей. А дочерняя компания – Банк "ВТБ 24" – уже порадовала своих акционеров, что на дивиденды по итогам 2014 г. будет направлено 26 млрд. руб., что составляет 93% прибыли. Зачем мелочиться, если есть богатая докапитализованная государством материнская компания!

Основная проблема сегодня – это не нехватка денег у банков, а отсутствие заемщиков, готовых платить более 18-20% годовых. Собственная рентабельность товаропроизводителей позволяет отбивать кредиты по ставке не выше 8-10%.

Особая забота о финансовых учреждениях не должна оставлять без внимания реальный сектор экономики. К сожалению, медлительность и нерасторопность Правительства приводит к тяжелым последствиям.

Так, цены на стальной лист в России подскочили за один квартал на 45%, что уже привело к сокращению выпуска российских транспортных средств, и это несмотря на почти двукратную девальвацию рубля.

Если не остановить рост цен на металл, то никакого импортозамещения мы не добьемся, поэтому мы предлагаем немедленно ввести экспортные пошлины на кокс, железную руду, стальную заготовку и полностью запретить экспорт лома.

Отдельный вопрос – поддержка государством высокотехнологических предприятий, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Мер предпринимаемых Правительством явно недостаточно.

Давно назрела необходимость введения механизма дифференцированного возврата НДС экспортерам. Пора пересмотреть политику поддержки сырьевых компаний за счет возврата НДС.

Сегодня через уплату и возврат НДС фактически происходит субсидирование сырьевых отраслей за счет высокотехнологичных секторов экономики.

Такая ситуация превращает российскую экономику в сырьевой придаток мировой экономики.

Государство должно возмещать НДС, в первую очередь, экспортерам товаров второго-третьего уровня переработки. Только такой подход обеспечит увеличение доли высокотехнологичной продукции в российском экспорте и реальный рост нашей экономики.

События прошлого года в целом резко усилили социальное неравенство в стране. Поэтому предусмотренные Правительством меры социальной помощи населению явно недостаточны.

По антикризисному плану 1 трлн. руб. уйдет 27 "избранным" банкам, 200 млрд. руб. – на госгарантии по кредитам для предприятий, определенных Правительством. А на обеспечение социальной стабильности – менее 300 миллиардов рублей. В период кризиса 2008-2009 гг. на социальную поддержку населения были направлены значительно большие суммы.

Правительство заявило, что социальные обязательства власти будут профинансированы в полном объеме. Но это на федеральном уровне. На региональном и местном уровнях из-за нехватки средств социальные бюджеты урезаются, причем в массовом порядке. И люди это видят. Наиболее тревожно выглядит тенденция сокращения поддержки семей с детьми.

Особую обеспокоенность у граждан вызывает вопрос о сохранении такой важной формы поддержки семей, как материнский капитал.

Согласно действующему закону претендовать на получение выплаты в размере практически 500 тысяч рублей (с учетом индексации) могут семьи, в которых второй ребенок родится до 31 декабря 2016 года.

Однако уже сегодня можно с уверенностью заявить, что отмена выплат материнского капитала в текущей социально-экономической ситуации приведет к резкому сокращению рождаемости с 2017 года.

Необходимо, в соответствии с теми поручениями, которые уже были даны Президентом РФ, в кратчайшие сроки разработать и принять соответствующие поправки в федеральное законодательство, которые позволят сохранить для российских семей материнский капитал, а также проработать возможные дополнительные механизмы его использования.

Не могу не сказать в очередной раз и еще об одной кричащей проблеме в части оказания государственной поддержки семьям с детьми – это увеличение продолжительности выплат ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет.

Мы до сих пор не смогли решить проблему с нехваткой мест в дошкольных образовательных организациях для детей указанного возраста и невозможностью в связи с этим матерям выйти на работу.

Несмотря на все аргументы в пользу скорейшего принятия соответствующего законопроекта, его разработка отложена до 2016 года. По нашему мнению, это недопустимо длительный срок. Его необходимо внести на рассмотрение Госдумы и принять в ближайшее время.

Никакие экономические трудности не должны привести к тому, что мы будем залатывать дыры в бюджете за счет экономии на будущем нашей страны – наших детях.

Пенсионные новации Правительства еще больше углубляют социальное неравенство. Создается впечатление, что именно пенсионеры должны затянуть пояса, чтобы подправить финансовое положение страны.

На фоне постоянных правительственных отговорок по вопросу о введении прогрессивной шкалы подоходного налога любые пенсионные ограничения выглядят как вопиющая несправедливость.

А недавно высказанная идея по-разному подойти к размеру пенсий женщин и мужчин прямо нарушает Конституцию нашей страны!

Буксующая пенсионная реформа становится источником социального напряжения!

Вместо всех этих псевдоноваций надо вернуться к простой и понятной солидарной пенсионной системе, когда пенсии будут выплачиваться из госбюджета на основе трех критериев: размер заработной платы, стаж работы и особые заслуги.

В заключение хочу остановиться на проблеме растущего регионального неравенства.

События в Хакасии и Забайкалье еще раз подтвердили, что муниципальная реформа фактически провалена. Подавляющее большинство муниципальных бюджетов трещат по швам и стонут от долгов.

О каких мерах противопожарной безопасности, о каких системах оповещения можно говорить, если в бюджетах поселений хоть шаром покати?!

Районные администрации превратились в передаточное звено между сельской и региональной властью. Ничего другого они не могут и не умеют. Органы местного самоуправления в селах сократили до минимума.

Неверие в свой народ, в его способность к обустройству собственной жизни – вот главная причина пожаров и затоплений!

Наш народ в 90-е годы показал чудеса выживаемости и предприимчивости. Но если местные бюджеты будут пусты, то придется тратить миллионы и миллиарды на жилье для погорельцев. Патернализм, если хотите, – это ответ народа на нерадивость власти!

Что надо сделать? Первое и самое главное – надо не только выделять муниципалитетам деньги в виде трансфертов и бюджетных кредитов (без этого пока нельзя обойтись), а передавать им существенные и стабильные источники доходов. Местный бюджетный уровень должен иметь собственную налогооблагаемую базу, не пересекающуюся ни с федеральными, ни с региональными налогами. Когда муниципалитеты получат доходы, которые не могут быть у них отняты ни при каких обстоятельствах, местная власть будет целенаправленно заботиться о своей земле, о людях, а не ходить с протянутой рукой.

Коллеги! В текущем году наша экономика столкнется с новыми вызовами. Чтобы на них грамотно отвечать, исполнительная власть должна быть в постоянном контакте с депутатским корпусом. Депутаты знают положение дел на местах, настроения людей. Мы постоянно приглашаем министров на конгрессы депутатов разного уровня от нашей партии, но нередко сталкиваемся с откровенным высокомерием. Надеюсь, что в этом году ситуация изменится в лучшую сторону. Слушать оппонентов всегда полезно. Об этом недавно прямо высказался Президент. Несмотря на различие мнений, мы все работаем на развитие страны и благополучие наших граждан.

Спасибо за внимание!

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024