ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Госдума поддержала законопроект "СР" о перечне иностранных организаций, чья деятельность на территории РФ нежелательна

20 января 2015

20 января Государственная Дума в первом чтении рассмотрела и приняла законодательную инициативу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Проект федерального закона № 662902-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (об уточнении отдельных положений некоторых законодательных актов Российской Федерации) представил один из его авторов Александр Тарнавский. В поддержку данного законопроекта от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Дмитрий Горовцов.

Выступление Александра Тарнавского:

Уважаемый Сергей Евгеньевич (Нарышкин, Председатель ГД – Прим. ред.)! Уважаемые коллеги!

Российская Федерация, Россия – миролюбивое государство. Мы по-добрососедски относимся ко всем, кто нас окружает, а также к тем, кто живёт далеко – в странах Южной и Северной Америки, Азии и Африки. Россияне заинтересованы в народной дипломатии, поездках друг к другу, во взаимообмене в области культуры и искусства. Россияне всегда выступали и выступают за сотрудничество в области экономики, совместную реализацию коммерческих проектов на благо народов наших стран и всей мировой цивилизации.

С этих же позиций, я убежден, мы взялись за проведение в России в Сочи зимней Олимпиады с тем, чтобы внести свой вклад в мировое развитие, притом, что пришлось и оторвать от себя, выделив из бюджета страны огромные деньги. И все мы видели, что Россия не оплошала, сделала всё более чем достойно.

К сожалению, в то время как мы готовились к проведению Олимпиады, в ряде стран некоторые готовили действия откровенно недружественные по отношению к России. Выпады с их стороны, конечно же, были всегда. Но мы, думаю, делали правильно, что делали вид, что их не замечаем. Однако за последний год эти выпады приобрели иное качество, превратившись в ожесточённые атаки и санкционные меры против нашей страны, против наших граждан, против нашего бизнеса.

То, что происходит сейчас вокруг и в связи с Россией, обоснованно ставит вопрос, а не рукотворное ли это дело? Такое чудовищное падение цен на мировом рынке нефти – вряд ли это лишь борьба саудовцев со сланцевой нефтью, добываемой в США, вряд ли здесь работает лишь невидимая рука рынка. Эта мысль всё чаще, громче и более открыто звучит в устах различного рода независимых экспертов и аналитических структур. Принятые экономические санкции против российских банков и других российских компаний, работающих в нефтянке и в сфере ВПК. И это ещё не всё. Давление продолжает нарастать.

Из последнего, из того свежего, что сейчас можно найти на новостных лентах. Одна американская фирма, не буду её пиарить, выкупила значительный пакет акций одного из российских фармацевтических предприятий, расположенных где-то километрах в 500 от Москвы. На предприятии работает около 2 тысяч россиян. По указанию американских акционеров менеджмент этого предприятия поставил перед работниками вопрос: либо увольняйтесь, либо прекратите обслуживаться в Сбербанке, как и в других российских банках, попавших под санкции. А как же быть со взятыми ранее ипотечными и потребительскими кредитами и так далее, и тому подобное? Как говорится, без комментариев.

Пришло время ответить, чтобы наше молчание и терпение не стало рассматриваться как проявление слабости. Как говорили в древности: "vim vi repeliere licet" – "силу можно отражать силой". Говорю это не столько для вас, уважаемые коллеги, произнесённая фраза для так называемых экспертов при Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) и некоторых восточно-европейских толкователей из числа так называемых свободолюбивых журналистов, которые, как по команде, взялись, как говорится, дистанционно критиковать представляемый сейчас на ваше рассмотрение законопроект.

Итак, что же предлагается?

Авторы законопроекта – я и наш коллега Антон Ищенко – предлагают закрепить в российском законодательстве такое понятие как "перечень иностранных и международных организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации признаётся нежелательной". В перечень могут быть включены иностранные, повторюсь, исключительно иностранные организации, иностранные юрлица, которые могут представлять угрозу обороноспособности и безопасности государства, а также в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов российских граждан. Для попадания в перечень необходимы материалы, сведения, документы, полученные от ФСБ и преимущественно других силовых структур, необходимо также обязательное согласование МИДа. Решение о включении в перечень принимает Генпрокуратура.

Несколько комментариев в связи с этим. Обращаю внимание, что в понятие "иностранные организации" включаются не только НКО, но и коммерческие организации, при этом НКО, полагаю, здесь менее важны, поскольку они являются всего лишь каналом, проводником денежных средств, обычно не более, чем получателями грантов, которые необходимо отработать. НКО сами не генерируют средства, основные средства они получают либо из бюджетов иностранных государств, либо из прибыли транснациональных корпораций и крупных компаний, а также от так называемых миллиардеров-филантропов.

Далее, иностранные организации действуют в силу различных мотиваций, по разным причинам. Одни вредят России, так как выполняют задания спецслужб, другие – по идеологическим соображениям, третьи – из-за личной неприязни к России их хозяев, акционеров, но, а четвёртые просто преследуют экономические цели: скупить Россию по дешёвке, ведь сейчас российские активы сильно подешевели, а потом их, эти активы, с выгодой перепродать. Как говорится, ничего личного. Обижаться на это не нужно, просто надо это понимать и этому противодействовать, поставив деятельность этих иностранных организаций в жёсткие законодательные рамки.

Участие, при принятии решения о включении в перечень, и силовых структур, и МИДа, и Генпрокуратуры имеет ключевой характер, они, эти ведомства, максимально, насколько это возможно, отдалены от экономики и их забота – это исключительно интересы государства. Иногда в своей текущей деятельности они взаимодействуют между собой, как принято называть, лебедь, рак и щука, и для нашей ситуации это очень хорошо. Вспомним хотя бы французского писателя, правоведа и философа Монтескье, творившего в XVIII веке, издавшего свой фундаментальный труд "О духе законов" и много сделавшего для обоснования необходимости использования системы сдержек и противовесов, которая в свою очередь легла в основу Доктрины разделения властей.

Таким образом, мы предлагаем так называемый тройной ключ, пользоваться которым крайне непросто. Как говорится, нужно уж очень здорово насолить России, чтобы вышеуказанные ведомства единодушно решили включить ту или иную иностранную организацию в перечень нежелательных на территории России.

Я ещё ряд вещей скажу в своём заключительном слове. Единственное, в заключении своего доклада хотел бы сказать, Сенека говорил: "для тех, кто не знает, куда плыть, ни один ветер не будет попутным". Мы знаем, куда плыть, и двигаемся в правильном направлении. И исключительно для вас, уважаемые депутаты: "Feci quod potui, faciant meliora potentes" – "Я сделал всё, что мог, пусть те, кто могут, сделают лучше".


Выступление от фракции Дмитрия Горовцова:

– Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.)! Уважаемые коллеги!

После столь обстоятельного доклада, который прозвучал с этой трибуны, так сказать, достаточно глубокого и блестящего содоклада, который мы услышали с этой трибуны в лице Владимира Николаевича Плигина, спасибо огромное за те ответы на вопросы, которые были даны квалифицированно. Наша фракция не может не поддержать, так сказать, данный законопроект и будет голосовать за его принятие в первом чтении.

Уважаемые коллеги, наша позиция обусловлена тем, что в настоящее время ни для кого не секрет в условиях обострившейся внешнеполитической обстановки, возросшей активности террористических и экстремистских организаций, иных угроз мы всё больше и больше внимания вынуждены уделять защите основ конституционного строя нашего государства, обеспечению территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации.

Напомню, уважаемые коллеги, что за последние годы работы нашей Государственной Думы шестого созыва был принят целый ряд федеральных законов, которые направлены на пресечение деятельности, представляющей угрозу общественному порядку и национальным интересам Российской Федерации. Это касается совершенствования законодательства в сфере деятельности иностранных неправительственных организаций и организаций с участием иностранного капитала, финансирования.

Вместе с тем необходимо констатировать, уважаемые коллеги, что существуют многочисленные примеры противоправной деятельности целого ряда иностранных и международных организаций, которые из-за рубежа осуществляют, из зарубежных источников осуществляют, так сказать, финансирование политических мероприятий антироссийской направленности, которые способствуют разжиганию конфликтов, в первую очередь, межнационального и межрелигиозного характера.

Уважаемые коллеги, хотел бы также обратить ваше внимание на то, что рассматриваемый сегодня законопроект коснётся тех организаций, которые на самом деле пытаются в тайне осуществлять финансирование деятельности противников российской государственности, российской власти внутри нашей страны.

Хотел бы также отметить, что данный законопроект соответствует общемировой практике. Ну, вы прекрасно знаете, что в Соединённых Штатах Америки в условиях обострившейся внешнеполитической обстановки ещё в 1938 году Конгрессом США был утверждён известный акт о регистрации иностранных агентов, так называемый закон ФАРА, основной целью которого было уменьшение влияния иностранной пропаганды в американской политике. Согласно этому акту, иностранным агентом считалось любое, подчёркиваю, лицо, действующее в качестве лоббиста, специалиста по общественным отношениям или адвоката в интересах иностранного доверителя, или американской организации, финансируемой из иностранных источников.

Уважаемые коллеги, на наш взгляд, реализация предлагаемых законопроектом мер, безусловно, позволит повысить эффективность противодействия негативным вызовам со стороны международного терроризма и экстремизма, что соответствует, по нашему мнению, духу и содержанию шагов, которые предпринимаются в целом мировым сообществом.

Спасибо за внимание. Ещё раз повторяю, наша фракция поддержит этот законопроект в ходе голосования его в первом чтении. Спасибо.


Выступление (заключительное слово) Александра Тарнавского:

Спасибо, уважаемые коллеги, за внимательное и заинтересованное обсуждение данного законопроекта. Конечно, времени мало, и говоришь буквально тезисно, но всё-таки часть проблем, которые стояли перед нами, когда мы готовили текст, были уже освещены.

Что я хотел бы в итоге заметить? Первое. Мы законопроект внесли 27 ноября, и обсуждался текст максимально прозрачно. Никто нас с Антоном Ищенко не может упрекнуть, что мы с кем-то не пообщались, не провели обсуждение. Законопроект обсуждался и с иностранными компаниями, и с медийными компаниями, начиная с "Би-Би-Си", представителями радио "Свобода" и в эфире "Коммерсант-FM", "Эхо Москвы" и других не очень, наверное, дружественных нам организаций.

Я признателен за те конструктивные предложения, которые сделаны и в заключениях комитета, и в заключении Верховного Суда, Правительства. Что-то принимается, над чем-то надо думать, но самое главное, хочу отметить, нет ни одного замечания, которое опрокидывало бы концепцию законопроекта, по крайней мере, так мне это видится. И я полагаю, что, видимо, часть замечаний, если мы сегодня примем законопроект в первом чтении, могут быть учтены.

Немножко о международном опыте. Практически в каждом государстве, в отличие от нас, есть достаточно развёрнутое законодательство в этой сфере. Можно начать с Германии, где Конституция прямо говорит, что объединения, направленные против конституционного строя этой страны, запрещены, и соответствующий закон о публичном праве на объединение подробно это регулирует. Но даже не будем уходить в законодательные тонкости, возьмём последние действия, прежде всего, страны, с которой сейчас есть напряженность в отношениях, – США.

За последнее время США конкретно различными ведомствами в отношении наших российских компаний приняли целый ряд недружественных действий. В марте 2013 года Минпром США включило "дочку" Внешэкономбанка, "Т-платформа", ОАО, которая разрабатывает суперкомпьютеры, в список предприятий, действия которых наносят ущерб безопасности США.

Ранее под американские санкции попали такие наши компании как "Тульское КПП", ФГУП "КБ машиностроения". До этого уже Госдеп США накладывал запрет на ФГУП "Омское моторостроительное предприятие имени Баранова". На самом деле очень много фактов, на которые более подробную информацию вы можете найти в прессе.

Теперь о вопросах, которые поднял и Сергей Николаевич Решульский, и Дмитрий Гудков, об обжаловании. Да, действительно действует общий порядок, и можно обращаться в российские суды. Точно так же, как действует общий порядок и в западных странах. Когда ввели санкции, некоторые наши компании, например, "Роснефть" не так давно – в конце года обратилась в административный суд Лондона, который входит в состав Высокого суда, с целью остановить действия санкций, введённых против нее и других компаний нефтяного сектора, кстати говоря, документов, которые вводят уголовную ответственность Великобритании за нарушение этих санкций. Поэтому здесь зеркально обращайтесь, ставьте вопрос выведения из перечня, взаимодействуйте с российской судебной системой, как делаем это мы.

Более того, если сравнивать санкционное законодательство и наш законопроект, у нас он существенно мягче. Если санкционное законодательство западных стран говорит "нет" российским компаниям, организациям по деятельности на рынке, то настоящий законопроект лишь затрудняет эту деятельность. Он на самом деле не блокирует торговлю с Россией, он не блокирует действия по управлению российским бизнесом. Он лишь говорит о том, что невозможно создавать структурные подразделения, то есть представительства иностранных организаций, если они есть – их надо закрыть, ставит барьер на пути въезда в Россию представителям иностранных граждан-работников, ставит запрет на информационное обеспечение продвижения иностранных компаний на территории России и, конечно, ставит запрет на взаимодействие иностранной компании с российскими гражданами. Поэтому, в каком виде мы выпустим законопроект, это уже зависит от вас, от нас с вами. В комитете, если сегодня мы проголосуем, будет дорабатываться законопроект и будут внесены поправки. Если получится более жёсткий вариант, то мы проголосуем и за более жёсткий вариант. Всё в наших руках.

Ну, и, пожалуй, могу Сергею Иванову ответить на то, что вот три дня – по инициативе журналистов, политиков – обсуждается ситуация в Воронежской области. В первый раз слышу, что это якобы не соответствует действительности.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024