ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Андрей Руденко: необходимо законодательно достроить существующую конструкцию саморегулирования

10 декабря 2014

10 декабря Государственная Дума рассмотрела в первом чтении проект федерального закона № 546788-6 "О национальных объединениях саморегулируемых организаций", внесённый депутатами фракции "СР". Документ представил один из его авторов Андрей Руденко:

Уважаемый Сергей Евгеньевич (Нарышкин, Председатель Госдумы – Прим. ред.), коллеги!

Сегодня я представляю вам проект федерального закона "О национальных объединениях саморегулируемых организаций". Институт саморегулирования сегодня – это более чем 1200 СРО. В саморегулируемых отраслях занято не менее 10 млн человек более чем в 100 сферах экономической деятельности.

Одна из задач, которую ставило перед собой государство, вводя институт саморегулирования, – передача функции контроля профессиональному и предпринимательскому сообществу. Эта задача решена. Саморегулируемые организации выполняют функцию контроля не хуже, чем это делало государство при лицензировании, что отмечается в проекте доклада, подготовленного Минэкономразвития России. Можно констатировать, что саморегулирование первого уровня состоялось.

Саморегулирование второго уровня ("по сути") в рамках всей системы не реализовано, поскольку не достигнута ключевая цель – решение всех профессиональных вопросов самим профессиональным сообществом, в том числе устранение недобросовестной конкуренции, повышение качества услуг и защита прав потребителей.

В то же время ряд СРО в инициативном порядке уже сейчас предъявляют более высокие требования, чем установленные законодательно по уровню предоставляемых сервисов, информационной открытости; создают условия для развития добросовестной конкуренции.

Напомню, что в конце 2007 года был принят "базовый" закон – 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях". После этого было принято порядка 900 нормативных актов разного уровня, регламентирующих вопросы саморегулирования.

Всё это законодательное разнообразие формировалось спонтанно без учета мнения профессионального и предпринимательского сообщества, о чем неоднократно говорилось.

Профессиональное и предпринимательское сообщество было по инициативе государства переведено на саморегулирование. Абсолютно подавляющее большинство профессионалов и предпринимателей не понимает ценности саморегулирования, как не понимали и ценности лицензирования. На государственном уровне отсутствует концепция развития саморегулирования. Только за ведение реестра СРО отвечают семь различных ведомств; законодательные инициативы различных министерств и ведомств зачастую противоречат друг другу и "базовому" закону.

Важно отметить, что существующая законодательная конструкция не предусматривает возможности обратной связи профессионального и предпринимательского сообщества с государством. Государство не готово общаться с десятками и сотнями руководителей СРО одной отрасли.

Многие проблемы саморегулирования могут быть решены при взаимной заинтересованности бизнеса и власти в развитии института саморегулирования. Необходимо создать условия для диалога всех заинтересованных сторон. Профессиональное и предпринимательское сообщество должно стать равноправным партнером государству в вопросах саморегулирования, для чего необходимо законодательно закрепить институт национальных объединений СРО.

Национальные объединения должны стать профессиональными регуляторами рынка, в исключительную компетенцию которых должно входить: разработка стандартов деятельности и кодекса этики; согласование отраслевых законов; представление интересов отрасли во взаимоотношениях с государством и потребителями.

Такие широкие полномочия национальных объединений должны быть уравновешены механизмом недопущения использования их в интересах отдельных СРО, групп СРО или конкретных персоналий, для чего необходимо законодательно закрепить принципы создания и функционирования национальных объединений.

К принципам создания Национальных объединений можно отнести следующие:

– создание Национальных объединений на добровольной основе (если в отраслевом законе не указано иное);

– в одной отрасли может быть только одно Национальное объединение;

– Национальное объединение может быть создано не ранее, чем через два года после регистрации первой СРО в этой отрасли;

– не должно быть заградительных барьеров на вступление СРО в национальное объединение.

Основные принципы функционирования Национальных объединений:

– информационная открытость и публичность. Требования должны быть не ниже, чем для СРО. На сайте должны размещаться не только учредительные документы, но и решения органов управления, материалы к заседаниям Комиссий, рабочих групп. Все заседания органов управления, а также экспертно-консультативных органов должны транслироваться в сети интернет, а видеозаписи в дальнейшем размещаться на сайте организации;

– обязательная ротация представительных органов управления. Механизм регулярной ротации дает понимание членам сообщества, что они могут претендовать на избрание на любые должности в системе саморегулирования, а, избираясь на должность, работают максимально эффективно на пользу отрасли;

– запрет на предпринимательскую деятельность в сферах СРО или их членов;

– принцип принятия решений – одно СРО – один голос при равных членских взносах.

Необходимо устранить стереотип "большое СРО = качественное СРО". Недопустимо устанавливать законодательно преференции для СРО в зависимости от количества членов, так как в этом случае СРО будет невыгодно повышать профессиональные требования к своим членам, поскольку это приведет к сокращению членской базы.

Существует два варианта законодательного закрепления института национальных объединений. Внесение изменений в 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", фактически трансформация этого закона в закон "О саморегулировании". Это сложный путь, так как фактически нужно будет делать новый закон. В тоже время необходимо оперативно законодательно достроить существующую конструкцию саморегулирования, введя в нее Национальные объединения СРО, как профессиональных регуляторов рынка. Поэтому был подготовлен закон "О национальных объединениях саморегулируемых организаций", который и представлен для рассмотрения.

Закон обсуждается с профессиональным и предпринимательским сообществом. Три раза его рассматривали на заседании Совета ТПП РФ по саморегулированию. Было принято решение поддержать инициативу по законодательному закреплению института Национальных объединений. По инициативе авторов законопроекта 18 сентября 2014 г. в Госдуме был проведен круглый стол по обсуждению законопроекта. В круглом столе приняли участие порядка 100 представителей профессионального и предпринимательского сообщества, руководители СРО и Национальных объединений, а также представители органов власти (Минэкономразвития России и Росреестра). Большинство участников круглого стола поддержали необходимость скорейшего принятия закона "О национальных объединениях СРО", а в последующем – трансформации закона "О саморегулируемых организациях" в закон "О саморегулировании". По результатам круглого стола была создана рабочая группа по доработке законопроекта. Необходимо отметить, что законопроект широко обсуждается на различных профессиональных площадках в сети Интернет.

Представители профессионального и предпринимательского сообщества отмечают, что такого открытого диалога по обсуждению законопроекта еще не было, и что именно такой подход позволит разрабатывать законы, создающие условия для развития саморегулирования.

27 мая 2014 г. Президент России Владимир Путин дал поручение Правительству до января 2015 года разработать общегосударственную модель саморегулирования. С учетом данного поручения, мнений и предложений профессионального сообщества, авторы просят вас, коллеги, принять концепцию законопроекта и поддержать его в первом чтении.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024