ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Депутаты фракции СР задали вопросы Дмитрию Ливанову

12 ноября 2014

12 ноября в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" выступил министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов. Вопросы министру задали депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Ольга Красильникова, Ольга Епифанова, Алексей Чепа. От фракции "СР" выступил Виктор Шудегов.

Ольга Красильникова:

– Уважаемый Дмитрий Викторович, по 273-му федеральному закону органы государственной власти субъектов Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, с различными формами умственной отсталости, не имеющими основного общего или среднего общего образования. И для них, естественно, предусмотрены бюджетные места. Но, к сожалению, и у нас во Владимирской области и, как я понимаю, в целом по России эти дети-сироты не могут получать льготы, не зачисляются на полное государственное обеспечение, так как это не предусмотрено 159-м Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот".

Возможно ли проработать вопрос, чтобы этих детей с ограниченными возможностями здоровья на время обучения поставить на полное гособеспечение, независимо оттого, в государственных или в областных лицеях, колледжах они обучаются?

Спасибо.

Дмитрий Ливанов:

- Большое спасибо за вопрос. Вы затронули важную социально-значимую тему. Действительно, мы считаем, что каждому ребёнку, вне зависимости от его состояния здоровья, необходимо предоставить максимальные условия для реализации его прав на образование, воспитание, социализацию.

Если есть какие-то вопросы, неурегулированные на уровне либо законов, либо подзаконных правовых актов, мы готовы вместе с вами создать рабочую группу для того, чтобы выявить эти проблемы и принять необходимые решения по их ликвидации.

Спасибо.

Ольга Епифанова:

– Уважаемый Дмитрий Викторович, у меня вопрос о проблемах школьных библиотек. Эти проблемы много раз обсуждались на различных площадках и форумах и в Государственной Думе. Все специалисты сходятся в том, что система школьных библиотек сейчас находится в острейшем кризисе: ресурсном, кадровом, информационном. Степень изношенности фондов – от 50% до 70%. 30% библиотек не выписывают периодические издания для школьников и педагогов, 15% библиотек совсем не имеют новых газет и журналов. Но главное и невосполнимое – из школьных библиотек уходят специалисты. Кадры стареют, 43% – пенсионеры. Зарплаты – от 5 до 7 тыс. рублей. В 2011 году было принято решение о введении должности педагог-библиотекарь, на которую не распространяются социальные гарантии педагогов, и нет систем их подготовки и переподготовки.

Вопрос, Дмитрий Викторович: считаете ли вы, что школьные библиотеки – это важная часть формирования личности подрастающего поколения, его духовного, нравственного и гражданского воспитания, или это пережиток прошлого? Есть ли перспективы развития школьных библиотек?

Дмитрий Ливанов:

Большое спасибо за вопрос.

Безусловно, наша задача – обеспечить для каждого школьника не только полный доступ к учебным материалам, но и доступ к произведениям литературы, публицистики, периодической печати. Поэтому школьные библиотеки – это важный элемент школьной системы.

Я хочу ещё раз обратить внимание на то, что в 2011-2013 годах были обновлены школьные библиотеки почти в 80% российских школ. Больше 40 тыс. школ обновили фонды своих библиотек. Мы считаем крайне важной задачей и то, что начиная с этого учебного года мы гарантируем каждому школьнику бесплатный комплект учебников независимо от того региона, в котором он проживает, и той школы, в которой он учится. Безусловно, важная задача обеспечения доступа школьников к современным учебным материалам, а это далеко не только учебники, будет решена путём включения в перечень требований к учебникам обязательного наличия электронной версии и необходимых учебных методических материалов. Это произойдёт с нового учебного года, и мы рассчитываем, что в следующем учебном году уже электронные версии станут доступны для всех наших школьников. И, безусловно, наличие школьной библиотеки, её комплектация является одним из современных требований, которые мы предъявляем ко всем школам России.

Мы в ближайшее время утвердим перечень требований современных условий обучения и, в том числе, в этот перечень обязательно войдёт наличие школьной библиотеки, уровень её комплектации и тех технологий, которые там используются. И это, безусловно, касается квалификации людей, которые работают в школьных библиотеках. Поскольку библиотекарь является педагогическим работником, то все те изменения в системе оплаты труда педагогических работников, которые сегодня происходят, будут в полной степени отражаться и на работниках школьных библиотек.

Алексей Чепа:

– Уважаемый Дмитрий Викторович, многие студенты, проходившие обучение на бюджетных местах, особенно в технических вузах, уезжают работать за границу. Хэдхантеры из мировых корпораций забирают наиболее талантливых молодых специалистов. Получается, что государство, тратившее средства на их обучение, теряет и деньги, и специалистов.

В профсообществе существует ряд мнений по решению этой проблемы. Одни говорят о необходимости введения для студентов обязательства по отработке на госпредприятиях. Другие – о том, чтобы компенсировать затраченные государством деньги на их обучение. Третьи делают более радикальные предложения – ограничить выезд за границу для таких выпускников, введя некий формат выездной визы. Согласно опросу "Левада-центра", 28% респондентов выступают за ограничение по выезду из страны студентов, имеющих обязательства перед вузом.

Как вы собираетесь решать проблему утечки мозгов выпускников российских вузов, отучившихся за госсчёт?

Спасибо.

Дмитрий Ливанов:

– Большое спасибо за вопрос.

Я думаю, что мы можем сегодня констатировать сокращение оттока квалифицированных кадров из нашей страны. Наоборот, мы отмечаем за последние годы как возврат очень многих людей, которые уехали в 90-е годы из России, работали в сфере науки, в сфере высоких технологий, обратно к нам, на наши предприятия, в наши университеты, так и в целом рост интереса наших студентов, будущих выпускников к работе в российских компаниях. По мере того, как российские компании будут создавать привлекательные рабочие места, по мере того, как будет расти привлекательность работы в России для наших выпускников, в той степени мы сможем уменьшать утечку кадров.

Но ещё раз обращаю ваше внимание на то, что ограничение прав граждан, которые установлены Конституцией, федеральными законами мы считаем неправильным. Нам нужно сделать так, чтобы создавать положительные, позитивные мотивации, а не запреты для того, чтобы выпускники российских вузов оставались работать в России, и к нам в Россию приезжали работать выпускники вузов из других стран, в этом тоже нет ничего плохого. Хочу, кстати, обратить внимание, я сказал, что мы начали в этом году программу целевой подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Она предусматривает наряду с обучением студентов на бюджетных местах и меры дополнительной поддержки этих студентов со стороны предприятий оборонно-промышленного комплекса. Вот в этом случае у нас возникает экономический механизм удерживания студента на соответствующем рабочем месте. Потому что в случае, если он откажется отработать три года или пять лет на соответствующем предприятии, он должен будет вернуть, в том числе со штрафом те средства, которые были предприятием затрачены на его подготовку.

Вот с введением всё в большем и большем масштабе таких экономических механизмов мотивации студентов, с повышением привлекательности наших компаний для работы, с реализацией новых проектов экономического развития в нашей стране, в том числе в сфере высоких технологий мы, безусловно, решим проблему утечки кадров.

Виктор Шудегов:

– Уважаемый Сергей Евгеньевич (С.Е. Нарышкин, Председатель ГД РФ – Прим. ред.), уважаемый министр, уважаемые коллеги!

Сегодня мы заслушали отчёт главного министра Правительства России. Почему я применил термин "главный"? Потому что именно сфера общественной жизни, управляемая Минобрнауки России, должна обеспечивать будущее России.

Именно Минобрнауки должно не только обеспечить защиту последнего редута России, но по средствам образования и науки обеспечить её прорывное развитие в ближайшие два-три года. Именно рациональное использование потенциалов образования и науки позволило в последнее 10-летие обеспечить невероятный скачок в своём развитии целому ряду государств: Китай, Япония, Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань.

А что же у нас с образованием и наукой? Они пребывают в забвении, несмотря на многочисленные разговоры о них, обещания, проекты, блестящее выступление министра. Увы, истекают 10-летия, а ситуация в образовании всё хуже.

Кричащий пример. В этом году пришлось снижать минимальный балл ЕГЭ на одну треть. Вдумайтесь в эту цифру, это катастрофа, которая сформирована исполнительной властью.

Чтобы понять, на какие кадры может рассчитывать наше государство в ближайшее время, приведу лишь один маленький пример. Он касается Нижегородского медицинского колледжа, это экзаменационный билет. Билет номер три, а в нём четыре вопроса.

Первое. Сущность третьего члена символа веры. А таких членов символа веры 10. Это надо всё запомнить. Марфо-Мариинская обитель милосердия и задачи обители. Духовная помощь больному со стороны сестры милосердия. Молитва мытаря.

Коллеги, я бы не стал приводить, может быть, этот пример, просто у меня дочь училась в медицинском колледже, я очень внимательно изучал учебники, по которым обучали сестёр милосердия. И могу, например, сказать, что если медсестра поставила укол, а началась аллергическая реакция, пока читает молитву мытаря, если не знает, что в этом случае нужно в рот поставить карандаш, чтобы не перекрыло от аллергии нос и глотку, то пациент будет потерян.

Коллеги, если обратиться к докладу Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию "О реализации государственной политики в сфере образования", я думаю, что мы будем ещё обсуждать этот доклад. Если проанализировать раздел "Основные проблемы реализации государственной политики в сфере образования и пути их решения в предстоящем учебном году", то окажется, что никаких проблем в образовании у нас нет, также как и из сегодняшнего доклада мы поняли, а оставшиеся успешно будут решены в ближайшее время.

Это откровенная утопия.

Наша фракция задала министру 22 вопроса, кроме тех трёх, которые прозвучали здесь в зале. К большому сожалению, на большинство из этих вопросов мы сегодня не получили ответа. Может быть, они придут ещё по электронной почте.

Поэтому наша фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что все последние десятилетия работа Минобрнауки России была направлена на разрушение отечественной системы образования. Министерством с невероятной прилежностью придумывались стенобитные орудия для разрушения крепости российского образования.

Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что России необходимо радикально изменить государственную политику в сфере образования и науки, поставив её на службу прорывному развитию нашей страны.

Я сегодня уже приводил примеры, как в Китае решили все экономические проблемы, в том числе вышли на самые передовые рубежи в экономическом развитии, благодаря тому, что в своё время сделали правильную ставку, в условиях тех санкций, которые были введены в Китае в 1989 году, а именно сделали ставку на образование и науку.

И нам, коллеги, тоже нужно это учесть, начиная от бюджета, о чём сегодня говорилось, и в целом, конечно же, здесь министерству предстоит огромная работа.

Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что этот состав министерства не способен решить поставленную Президентом Российской Федерации задачу.

Поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" ещё раз подтверждает, что мы выступаем за отставку министра и, соответственно, Министерства образования и науки Российской Федерации.

Спасибо за внимание.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024