ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Виктор Шудегов о проблемах отечественного образования

23 мая 2014

На пленарном заседании Госдумы 23 мая от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Виктор Шудегов:

Уважаемый Иван Иванович (Прим. – Мельников И.И., Первый Заместитель Председателя Госдумы), уважаемые коллеги!

В эти дни для более чем 700 тысяч выпускников российских школ прозвенит "последний звонок". Уверен, что у каждого из нас на всю жизнь сохранился свой "последний звонок", звонок, который символизирует переход в самостоятельную жизнь.

От имени депутатов фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" я хочу искренне поздравить всех выпускников 2014 года с окончанием школы и пожелать им дальнейших успехов на всех экзаменах, которые им предстоит сдать в ближайшее время.

Говоря о выпускниках школ, мы все понимаем, что говорим о будущем России, а это будущее во многом будет зависеть от образования, которое получает подрастающее поколение.

В современной международной обстановке, когда США и ряд Западных стран объединились против России, ради ее ослабления, образование выходит на первый план.

Достаточно вспомнить 12 апреля 1961 года – после первого полета гражданина СССР Юрия Гагарина в космос, президент США Джон Кеннеди, ненавидевший нашу страну всеми фибрами души, с горечью произнес: "Космос мы проиграли русским за школьной партой".

Сегодня, наверняка, Джон Кеннеди был бы очень доволен тем, что многие выпускники из великой "страны мечтателей, страны ученых" мечтают стать не великими учеными и космонавтами, а способной обслугой "макдональдсов" и "хилтонов".

Я не раз с этой трибуны обращался с предложениями по укреплению отечественной системы образования. Сегодня продолжение политики развала в отношении образования чревато угрозой национальной безопасности России. Вот цена вопроса.

Уважаемые коллеги, завершается 2013–2014 учебный год, который прошел под знаком введения нового закона "Об образовании в РФ". Казалось бы, наше образование должно жить по новым нормам, и, конечно, жизнь в образовании должна была существенно измениться в лучшую сторону. А что же произошло на самом деле? Буквально в последнем номере "Учительской газеты" опубликованы социологические исследования.

На вопрос: "Какие коррективы внес в вашу работу новый закон "Об образовании в Российской Федерации"? Только 4,9% педагогов ответили, что он внес в их работу положительное начало. Зато 70,3% ответили, что до сих пор не смогли разобраться, что же это за закон. Остальные респонденты считают, что он ничего не изменил в образовании. Да и как разобраться в законе, если он постоянно меняется.

Уважаемые коллеги, не менее чем раз в месяц Государственная Дума Российской Федерации принимает серьезные поправки в закон "Об образовании Российской Федерации".

Приведу лишь некоторые примеры. Мы с вами ввели вновь льготы для детей-инвалидов, ввели льготы для детей-сирот и для детей, оставшихся без попечения родителей, восстановили бесплатное посещение музеев для студентов, ввели школьную форму, восстановили "золотые медали", и так далее. Более того, пришлось на законодательном уровне вновь ограничить безудержный рост оплаты за студенческие общежития. Во время обсуждения нас не слышали, а ведь все эти предложения, и ваш покорный слуга, и Олег Николаевич (Прим. – Смолин О.Н., депутат ГД, фракция КПРФ) постоянно предлагали ввести в новый закон об образовании.

Дождались того, что Президент России должен был в своем Послании Федеральному Собранию указать на глупость исключения норм, ограничивающих уровень оплаты за студенческое жилье.

В ближайшее время предстоит введение ограничения уровня оплаты за детские сады.

Уважаемые депутаты, вот, наверное, и вы получаете подобные письма. Избиратели жалуются, что практически на порядок возросли расценки за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях. Максимальная цена сейчас зафиксирована – 14 тыс. рублей.

Кстати, наша фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" уже подготовила соответствующий законопроект по ограничению платы за дошкольные образовательные организации, и я думаю, что в ближайшее время мы рассмотрим его.

Конечно, хотелось также сказать и о зарплате педагогов. Очень хорошо, что в законе мы прописали заработную плату на уровне средней по региону. Но, это превратилось фактически в сплошное очковтирательство.

Директора школ отчитываются перед руководителями регионов, регионы отчитываются перед Президентом и Правительством Российской Федерации о том, что все нормативы в регионе выполнены. А каким способом выполняются эти нормативы? В основном за счет интенсификации труда. Работают коллеги на полторы-две ставки, и в итоге часть педагогов сокращается, в результате показатели улучшаются.

Я приведу лишь один пример. Только что встретился со своим коллегой, с которым 5 лет вместе жили в общежитии. Он сейчас работает обычным учителем в одном из техникумов. И я с удивлением у него узнал, что он, работая на две ставки, получает всего лишь 18 тысяч рублей. И, конечно, во всех отчетах фигурирует, что все проблемы, связанные с указами Президента по повышению заработной платы учителям, у нас исполнены.

Коллеги, а что творится с мониторингом. Только что выступал наш депутат Хинштейн. Я ему благодарен, что он отбирает у нас с Олегом Николаевичем хлеб в этой сфере, но это, я считаю, очень хорошо. Я остановлюсь лишь на одном показателе – количество квадратных метров, приходящихся на одного студента – 14,1. Причем, эти показатели возросли по сравнению с прошлым годом, но, видимо, "в связи с инфляцией".

Только что наш комитет по образованию провел парламентские слушания по новым образовательным технологиям с использованием дистанционных образовательных технологий, где ведущие специалисты в этой сфере говорили, что 14,1 квадратных метра на студента – это есть ни что иное, как архаика. Такого уже быть не должно. Это примерно тоже, что в свое время в 70-х годах были сохранены нормативы списания цитрусовых при перевозке уже на современном транспорте, а эти нормативы сохранились еще с дореволюционных времен, когда перевозили эти фрукты на гужевом транспорте.

Уважаемые депутаты! Может быть, для оценки эффективности работы вузов и министерства нужно использовать те же приемы, как в армии.

Когда рота на строевых смотрах вся шагает не в ногу и только командир роты шагает в ногу, в этом случае не рота заменяется, а заменяется командир. Может быть, и в нашем министерстве нужно произвести такую замену, пусть оно ищет подопечных в другой стране, где, может быть, как раз и вся эта система для них была бы более подходящей.

И конечно, коллеги, не могу не остановиться на ситуации с учебниками. Вы знаете, что вышел новый федеральный перечень учебников. В результате, знаменитые учебники из действующего федерального списка были исключены. Это и учебники "Английский с удовольствием" авторов Кауфманов, и учебники образовательной системы "Школа 2100", и учебники по системе Л.В. Занкова. Отмечу в качестве примера лишь одно известное высказывание Занкова: "Ребенок, это тот же человек, только маленький". Я уже не говорю про учебники математики Петерсона, по ним учатся многие лицей, продвинутые гимназии в области математического образования. 70 процентов всех победителей олимпиад были подготовлены по учебникам Петерсона. Сейчас они тоже исключены".

Коллеги, я думаю, что здесь нам нужно создать совместную комиссию профильного комитета, Российской академии образования с привлечением ведущих педагогов-практиков со всей страны, руководителей образовательных организаций, чтобы навести порядок в этой системе. Потому что родители жалуются, учителя жалуются, что новые учебники не успевают поступить к новому учебному году, а ведь нужно еще учителей подготовить для работы с этими учебниками.

И, конечно, уважаемые коллеги, я думаю, что, наверное, мы придем к необходимости создания единого учебника для массовой школы по всем предметам, не только по истории и литературе. При этом важно сохранить, конечно, разноуровневые учебники для лицеев, гимназий, олимпиад.

Уверен, что наше образование не погибнет, если мы все научимся слушать и слышать друг друга!

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024