Андрей Крутов: "В тяжёлой ситуации государство может и должно подставить плечо ипотечному заёмщику" 21 января 2014 21 января Государственная Дума отклонила законодательную инициативу СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Проект Федерального закона № 256584-6 "О внесении изменений в Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (в части возможности выкупа заложенного имущества государственными и муниципальными органами власти) представил один из авторов законопроекта Андрей Крутов: – Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги. Некоторое время назад ко мне обратилась семья из подмосковного города Железнодорожный. Они проживают, точнее, три поколения одной семьи проживают в одной квартире – 10 человек, при этом два ребёнка-инвалида в семье, один из которых колясочник. Они стоят на очереди, перед ними в очереди 997 человек, и то, какими темпами эта очередь движется, они решат свою жилищную проблему через 20 лет. Совершенно очевидно и совершенно правильно, что подобного рода семья кроме как на помощь государства в решении своего жилищного вопроса ни на кого рассчитывать не может. Но при этом в России есть люди, которые не надеются на государство, которые в решении жилищной проблемы верят только в себя, и таких людей 20 процентов в среднем по стране, а в некоторых регионах это 30 и 40 процентов. И они, к сожалению, делают это не благодаря помощи государства, а, скорее, вопреки. И, вы знаете, такой вспоминается диалог из КВН, когда говорят: "У нас сегодня подарки только для детей. Чем вы докажете, что вы дети?" Она говорит: "Легко. Мы верим в деда Мороза, человека-паука и госпрограмму "Доступное жильё". Но есть люди, которые не верят в государство, но верят в себя, в собственные силы. И наша задача, если мы принимаем государственную позицию, не обвинять их в том, что они могут оказаться мошенниками потенциальными, а сделать всё, чтобы они с уверенностью брали ипотеку и уверенно жили, несмотря на то, что у любого может возникнуть в жизни тяжёлая ситуация, и в этой тяжёлой ситуации государство может и должно подставить плечо ипотечному заёмщику. Причём примеров таких тяжёлых жизненных ситуаций много. Я приведу вам один такой характерный пример, о чём писала пресса, это семья из Ульяновской области. Она взяла квартиру в ипотеку. Муж, жена, двое детей. Въехали. Стали обживаться. Но через некоторое время муж тяжело заболел. И через некоторое время после осложнения, к сожалению, скончался. Банк потребовал досрочного возврата ипотечного кредита. Страховая компания отказалась выплачивать возмещение, сославшись на то, что якобы страховка оформлена после заболевания. В итоге женщина с двумя детьми по решению суда должна была оказаться на улице. Если строго следовать букве закона, то до тех пор, пока она искала новое жильё, её дети должны были бы находиться в приюте. Вот такая конкретная типичная ситуация. Я зачитаю вам несколько заголовков газет, которые касаются этой проблемы. Вот, например, в Санкт-Петербурге одинокую мать с двумя маленькими детьми выселяют на улицу. Умерший от тяжёлой болезни отец оставил сыну в наследство арестованный дом и долги по ипотеке. В Архангельске семья лишилась квартиры из-за долгов по ипотеке. За долги по ипотеке мать-одиночку из Челябинска лишили жилья. Таким образом, эта проблема достаточно острая. Что касается международного опыта, мы тоже его изучали. Вот, например, есть хороший пример Испании. Там в результате банковского кризиса и ипотечных дефолтов банки были вынуждены после серии самоубийств остановить выселение граждан из жилья. Ну давайте мы не будем доводить до таких трагических ситуаций, до таких трагических последствий, а в спокойном режиме на законодательном уровне, что мы, собственно, и предлагаем, примем подобного рода законопроект. При этом я хотел бы подчеркнуть, что наш законопроект, который предлагает группа депутатов фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", не несёт никаких новаций, кроме одной после того, как заёмщик вынужден продать свою ипотечную квартиру, он не выселяется на улицу. По ныне действующему законодательству в нынешней ситуации ипотечный заёмщик даже с детьми будет выселен на улицу. И мы предлагаем эту проблему решить. Более того, в нынешнем законодательстве существует необходимость для подобного рода граждан сформировать так называемый маневренный фонд, куда бы они могли попадать в случае продажи их квартиры ипотечной. Но в большинстве субъектов Российской Федерации такого фонда, к сожалению, не создано. Что касается контраргументов, которые приводят наши противники. Я уже сказал, что подозревать 20 или 30 процентов наших сограждан в том, что они являются потенциальными мошенниками, вообще сомнительная история. Мы предлагаем использовать этот механизм только для людей, которые попали в тяжёлую жизненную ситуацию. Навряд ли кто-то целенаправленно, ради того чтобы решить свою жилищную проблему, станет инвалидом, или сиротой, или безработным. Поэтому мы считаем, что аргументация по поводу мошенничества не выдерживает никакой критики, тем более что, принимая то или иное решение, в этом участвует и банк, и муниципалитет или орган государственной власти, и оценочная компания. Я думаю, риски мошенничества здесь сведены к минимуму. Что касается тезиса о том, что у нас не хватает денег в бюджетах, этот тезис тоже не выдерживает критики. Дело в том, что в обычной ситуации ипотечные заёмщики наиболее дисциплинированные. Всего лишь 1 процент допускают из них просрочки, а не дефолты, по ипотечным кредитам. А вот если наступает кризис, то для этого у нас имеются наши резервные фонды, 6 триллионов рублей, которые могут быть целевым образом в этой ситуации использованы на выкуп этих квартир. При этом мы поддерживаем не только заёмщиков, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации, но и стабильность нашей финансовой системы, потому что от дефолтных ипотечных заёмщиков страдают и наши банки. Мы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", поддержим этот законопроект.
|