ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

"Правительство занимается никому не нужным делом"
Депутат ГД о кредитах политическим партиям

08 ноября 2013

В правительстве предлагают ограничить максимальную сумму кредита для политических партий пятикратным размером ежегодного пожертвования. Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Агеев и директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов прокомментировали ситуацию ведущему Андрею Норкину.

Инициативу правительства озвучил премьер-министр Дмитрий Медведев. Сейчас партия может получать в течение года пожертвования от юрлиц в размере 43 млн руб., от физических лиц – в размере 4 млн руб. Таким образом, максимальная сумма займа для партии может составить около 240 млн руб.

– Господин Агеев, как часто вообще партии берут кредиты? На что берут? На выборы, наверное, какие еще бывают случаи?

А.А.: Я таких случаев просто не знаю, по крайней мере. Просто быть не может такого. Очень сложно получить партии, в принципе, кредит, потому что партия у нас может иметь на своем балансе только административные здания, мебель, компьютеры. Это закладывать даже очень сложно. Все же считают экономическую выгоду, а у партии нет стабильного дохода. Сейчас только парламентские партии имеют финансирование, там у нас партия "Яблоко" еще дополнительно. И оно идет, фактически, только на осуществление деятельности.

– А зачем тогда нужно как-то отдельно ограничивать размер этих кредитов?

А.А.: Абсолютно это не нужно. Правительство просто занимается никому не нужным делом. Я в этом абсолютно убежден. При этом, когда мы это сегодня услышали, законопроекта мы не видим ни на правительственном портале, не видим и в Государственной думе. Его в системе нет, пока только комментарии с правительственного портала.

– Господин Смирнов, что это за предложение такое?

В.С.: Предложение, на самом деле, очень странное, потому что до сегодняшнего законопроекта случаев, чтобы партии брали либо кто-то им давал кредит, не было. Правильно сказал коллега о том, что, во-первых, нечем отдавать. Хотя парламентские партии могут рассчитывать на то, что у них после выборов в Государственную думу будет государственное финансирование, это для "Единой России" 1,6 млрд, для "Справедливой" – 434 млн рублей в год. Но это все равно такая рисковая сумма. Любая партия может не преодолеть проходной барьер, тогда этого финансирования не будет.

Скорее всего, необходимость введения в законодательство этого пункта о кредитах стала востребована "Единой Россией" по той причине, что количество депутатских мандатов, которые распределяются по списку, уменьшается на выборах в Государственную думу, соответственно, привлекать финансирование в качестве обязательного взноса в фонд партии со всех, кто попадает в список, невозможно. Поэтому ищутся какие-то обходные пути, чтобы компенсировать недосдачу как бы средств на федеральный список. Понятно, если любая другая парламентская партия обратится за кредитом, ей, скорее всего, откажут. А "Единой России", как правило, не отказывают.

– Насколько я помню, ранее Минюст вообще предлагал запретить саму возможность брать кредиты для партий. Почему тогда эту идею не поддержали?

В.С.: Это разумно, потому что партиям фактически нечем отдавать. А если партия не прошла пятипроцентный барьер, то кто будет отдавать? Если она распустилась, коллективной ответственности нет, члены партии не несут никакой ответственности. Председателя партии могут сместить за неделю до выборов на съезде, а он до этого взял кредит. Очень надо денег, значит, кому-то.

– Господин Агеев, вы согласны с этим?

А.А.: Я, в принципе, согласен. Но с другой стороны, я вообще не понимаю, зачем лезть туда и регулировать этот вопрос каким-то дополнительным образом. У нас есть рынок, и банки, и любые кредитные организации считают свои деньги, поэтому если они считают необходимым дать партии кредит – по-моему, во всем законодательстве у нас есть возможность любой организации привлекать в свои активы кредитные средства. Поэтому пускай это все будет урегулировано.

Мне кажется, смысл закона в другом. Там же, в принципе, вы видите, что теперь у нас подпадает любая партия под возможность проведения государственного или независимого аудита, тем самым еще большее влияние на независимость партии появляется у государственного аппарата. Еще один нюанс я тоже не понимаю: зачем лезут в регулирование? Это ограничивает возможность финансирования политических партий юридическими и физическими лицами. На мой взгляд, сумма стоит немаленькая – юридическое лицо может 43 млн, а физическое – 4 млн с небольшим. Но, на мой взгляд, вы знаете, нам такими суммами никто никогда не помогал. Потому что любой раз, когда какое-то юрлицо видит необходимость помощи нашей партии, один раз удается только помочь нашей партии. А потом начинается на них административный прессинг, угрозы и так далее. Поэтому никогда не выходит у нас найти стабильного спонсора.

По материалам источников: Коммерсантъ

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024