ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Дмитрий Горовцов о проблемах таможни

23 апреля 2013

На пленарном заседании Госдумы 23 апреля от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Дмитрий Горовцов:

– Уважаемые коллеги! Осенью прошлого года при Комитете Государственной Думы по транспорту был создан координационный совет по оптимизации процедур перемещения внешнеторговых и транзитных грузопотоков, в рамках которого в настоящее время работает несколько секций. Я являюсь руководителем одной из них, которая занимается взаимодействием с правоохранительными органами. Отсюда и тема моего выступления – проблемы таможни.

На сегодняшний день перемещение внешнеторговых и транзитных грузопотоков всех видов в России находится в острейшем кризисе. В рейтинге Всемирного банка нам отводят 162 место из 190 стран. Что творится на отечественных пунктах пропуска таможенных общеизвестно. Так в ходе автомобильных перевозок сроки ожидания на границах нередко превращаются в пытку. Людям приходится сутками жить в грузовиках без нормального питания, медицинской помощи и даже сна, поскольку транспорт в них движется в порядке живой очереди. А ведь в ближайшем будущем, уже после вступления России в ВТО и создания совместного с Казахстаном и Белоруссией Таможенного союза, прогнозируется увеличение грузопотоков на 40 процентов. В 2011 году поступления в бюджет от внешнеэкономической деятельности составили по официальным данным 6,2 триллиона рублей или 54,5 процента федерального бюджета.

Необходимо отметить, что роль таможни в сборах по экспорту не имеет такого определяющего значения, как в обеспечении процедур при оформлении импортных поставок. Во-первых, НДС – это 1,5 триллиона рублей в 2011 году, взимаемых при внешнеторговых поставках товаров, могла бы с успехом, например, администрировать и Федеральная налоговая служба. Далее, во-вторых, 93,3 процента российского экспорта в настоящее время составляют сырье и материалы, поставляемые на постоянной долгосрочной основе в основном нашими предприятиями с государственным участием. В данном случае роль таможни в администрировании экспортных платежей, а это 3,7 триллиона в 2011 году, также не существенно. Таким образом, остаются таможенные пошлины при импорте – это 689 миллиардов рублей в 2011 году. Это составляет около шести процентов доходов федерального бюджета или 3,3 дохода консолидированного бюджета.

По мнению экспертов, основной причиной наметившихся отставаний нашей страны в международной торговле – это сложная неэффективная таможенная система. Это также приводит и к потерям, и снижению конкурентоспособности России на рынке транспортных услуг и обработке транзитных грузопотоков. Действия таможни тормозят экономическое развитие нашей страны – таково мнение, уважаемые коллеги, большинства российских участников внешнеэкономической деятельности. Особенно недовольны таможенные представители малого и среднего бизнеса, которые наиболее беззащитны от чиновничьего произвола. Наши таможенные органы находятся в постоянном состоянии реорганизации, которая во многих случаях осуществляется формально, без учета потребностей рынка, как того требует Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, и "дорожная карта" Правительства Российской Федерации совершенствования таможенного администрирования.

Далее. Действия руководства Федеральной таможенной службы России направлены на создание исключительных условий для приближенных компаний, что разрушает рынок и конкуренцию, также вызывает конфликт интересов и затрудняет движение грузов. Например, аффилирование с ФТС: владельцы складов временного хранения заинтересованы в их максимальной загрузке, а оформление грузов может обойтись и без этих складов, уважаемые коллеги. И как итог – проводимая политика руководством ФТС, инвесторы опасаются вкладывать средства в развитие нашей транспортно-логистической инфраструктуры, что приводит, в свою очередь, к снижению ее конкурентоспособности. Наша таможня в ряде случаев без достаточных на то оснований задерживает выпуск или вовсе не выпускает грузы и доводит эти решения об их конфискации. И при этом таможенные органы, их руководители не несут никакой ни материальной, ни персональной ответственности за убытки, которые они необоснованно наносят участникам внешнеэкономической деятельности и экономики страны в целом. О таких перегибах свидетельствует и судебная практика, которая складывается в большинстве случаев не в пользу таможенных органов.

Россия крайне неэффективно использует свой транзитный потенциал, который по некоторым оценкам в настоящее время составляет около 850 миллиардов долларов США в год. Развитие транзитного нашего потенциала – это один из основных элементов избавления нашей страны от сырьевой зависимости. Вместе с тем, как показывают исследования, нынешнее положение дел в этой стратегической сфере российской экономики крайне неудовлетворительное. Нами плохо используется даже существующая транспортная инфраструктура. Задержка транзитных грузов на таможенном контроле в настоящее время достигает семи суток. Столько же груз идет от Владивостока до Бреста. Ответственность за сложившееся положение вещей, прежде всего, несет Федеральная таможенная служба и ее руководство, которому были созданы все условия для организации эффективной работы. За последние годы в таможенной нише России сложилась нелепая и потенциально коррупционная ситуация. В ней правит бал собственно некая связка, которая состоит из собственно Федеральной таможенной службы и созданного при ней же холдинга ФГУП "РОСТЭК", чисто коммерческой структуры, в статусе которой, кстати говоря, не постеснялись прямо указать, что она находится в ведении ФТС России.

В итоге мы получили школьный пример сращивания интересов госчиновников с избранными ими же коммерсантами. Кстати, последним обеспечивалось и обеспечивается полное господство в своей нише, извлечение сверхдоходов и уничтожение конкурентов. Не секрет также, что в подобных случаях чиновники не только крышуют, а нередко именно они и являются их фактическими хозяевами. В мае 2012 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин нам поставил задачу – ликвидация или приватизация ряда государственных унитарных предприятий, которые предлагают коммерческие услуги в области таможенного оформления. Во исполнение этого поручения Президента страны наше Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу соответствующий проект федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", направленный на установление запрета государственным унитарным организациям осуществлять деятельность в сфере таможенного дела. Тот, кто отслеживает, уважаемые коллеги, судьбу этого законопроекта, может наблюдать, с каким сопротивлением приходится сталкиваться и Правительству Российской Федерации, и депутатам Государственной Думы в попытке отцепить от Федеральной таможенной службы милых их сердцу коммерсантов.

В этой связи полагаю, что необходимо просить соответствующие структуры о тщательной проверке предприятий "РОСТЭКа" на предмет выявления их возможных связей с родственниками и близкими таможенных чиновников. К сожалению, здесь не чувствуется работа транспортной прокуратуры. Более того, уважаемые коллеги, складывается впечатление, что око государево на этом направлении явно замылено. О том, что нуждаются в проверке именно верхние этажи Федеральной таможенной службы, свидетельствует и эпизод, по которому я делал свои депутатские запросы, и о котором неоднократно писала и рассказывала "Независимая газета". В 2011 году сердюковские, скажем так, ребята и девчата из "Оборонсервиса" закупили огромную партию не предусмотренных государственным заказом итальянских бронеавтомобилей, уступающих нашим российским аналогам по всем параметрам. То есть лишили возможного заказа отечественных производителей, но и этого им было мало, они провернули еще операцию по уклонению от уплаты ввозной таможенной пошлины. С этой целью эти господа объявили, что бронеавтомобили предполагается использовать для медицинских целей: на бортах намалевали санитарные кресты, втащили внутрь носилки и готово, завезли в Россию. На мой запрос прокуратура сообщила, что возбуждено уголовное дело и в его рамках будут проверяться действия должностных лиц Министерства обороны и "Оборонсервиса". Но почему-то из-под проверки выведен руководитель ФТС Бельянинов, ведь именно ему носилок и крестов оказалось достаточно для принятия решения о классификации этой техники как медицинской, то есть это льготные позиции и освобождение "Оборонсервиса" от уплаты таможенных платежей на сотни миллионов рублей. И причем непонятная эта любовь к ловкачкам оказалась выше прямого запрета Правительственной комиссии по экономическим связям и интеграции. Уважаемые коллеги, об итогах этого дела я вам еще сообщу.

А сейчас в заключение позвольте уведомить Государственную Думу о своеобразном историческом прецеденте. Как известно, господин Бельянинов на деловые и рабочие контакты с профильным думским Комитетом по транспорту не идет. Более того, позволяет себе возможным не отвечать даже на письменные обращения Председателя Государственной Думы. Некоторое время тому назад в Думе проводились парламентские слушания по таможенным вопросам. Кроме депутатов и представителей различных министерств и ведомств в них участвовало более 150 заинтересованных представителей бизнеса и экспертного сообщества. Участники слушаний констатировали кризисную ситуацию, которая сложилась в сфере таможенных отношений. Но впервые в истории думских слушаний, уважаемые коллеги, в зале не было представителей именно профильного ведомства, Федеральной таможенной службы. Господин Бельянинов упорно продолжает игнорировать нашу представительную власть.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024