Галина Хованская о предложениях профильных министерств по сдерживанию тарифов ЖКХ 12 марта 2013 В марте Минрегионразвития и Минэкономразвития выступили с предложениями по сдерживанию роста платежей за коммунальные услуги. Причина – недовольство Президента Владимира Путина ситуацией в ЖКХ, высказанное на совещании в Кремле 25 февраля. Чтобы остановить рост платежей, специалисты предлагают передать полномочия по определению нормативов потребления воды и водоотведения на уровень федерации, отменить понятие "общедомовые нужды" и обязать управляющие компании равномерно выставлять счета за потребление тепла в течение года. Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Галина Хованская считает предложения по установлению предельных нормативов разумными: "Нужны ограничения для УК на пользование ресурсами для ОДН, а также на платеж за содержание дома. Но главное – тарифы, и прежде всего на газ". "Минимальные и максимальные рамки для стоимости услуг ЖКХ действовали до 1 января 2012 года. Они помогали сдерживать рост. Но потом было решено передать регулирование цен на коммунальные услуги с федерального на региональный уровень власти, и произошел взрывной рост", – напоминает Галина Хованская. Однако инициатива по передаче полномочий по определению нормативов потребления на федеральный уровень, по мнению Галины Хованской, также вызывает много вопросов: "Не совсем понятно, зачем тащить этот вопрос на федеральный уровень. Достаточно было бы единой методики, по которой сами регионы бы высчитывали нормативы и тарифы, – говорит парламентарий. – Страна у нас большая, и много региональных особенностей, которые нужно учитывать. Что касается скандала, тут наложились прошлогоднее повышение тарифов и введение новых правил расчета потребления. Вообще новые правила хорошо работают только тогда, когда имеется общедомовой счетчик, отсекающий аппетиты ресурсных организаций. Ресурсники же при отсутствии счетчика считают по своим древним методикам, которые округляют все в большую сторону, считают по максимуму. А иногда и управляющая компания, вместо того чтобы выделить из тарифа домовую составляющую, дополнительно ее приплюсовывает. Фактически берет два раза". В то же время предложение Минэкономразвития о регулировании общедомовых расходов также может оказаться невыполнимым, поскольку требует существенных затрат на установку и обслуживание счетчиков: "Общедомовые счетчики на горячую и холодную воду с контрактом на их обслуживание стоят в разных регионах от 100 до 300 тыс. рублей", – отмечает Галина Хованская. Но даже если вопросы по утверждению тарифов поднимут до уровня федеральных властей, прозрачности рынку ЖКХ один только этот факт не добавит. Красноречивым примером тому может служить тарифная политика "Газпрома" – на стоимость услуг ЖКХ прямо влияет повышение расценок на газ и электроэнергию, устанавливаемых государством: "Если "Газпрому" разрешили поднимать тарифы, то стоимость услуг растет по всей цепочке ЖКХ, – отмечает Галина Хованская. – При индексации "Газпромом" цен на газ на 15%, тепло одномоментно дорожает на 40 50%, а это самый дорогой коммунальный ресурс. Без сдерживания тарифа на газ выполнить поручение Путина невозможно, сдержать этот тариф может только сам Президент". Несмотря на это, отметила Галина Хованская, управлять ресурсоснабжающими компаниями вполне реально, особенно если учесть, что большинство из них имеют значительную долю госфинансирования. Что касается необходимости ввести законодательные стандарты деятельности управляющих многоквартирными домами компаний и контролировать их с привлечением общественности, Галина Хованская считает, что надзорных органов в сфере ЖКХ предостаточно: "У нас есть несколько общественных организаций, которые могли бы и должны курировать этот вопрос. Взять хотя бы Союз защиты прав потребителей, который должен подключаться активнее к этому вопросу, да и другие организации. В любом случае создание новой и искусственно насаженной сверху структуры уже не будет тем самым настоящим общественным контролем. Общество стало активнее вмешиваться в этот процесс. Если раньше человек заплатил копейки и забыл, то теперь, при значительном росте платежей, граждане законно хотят знать, на что идут их деньги и как они используются". По мнению Галины Хованской, сегодня есть все, чтобы общественный контроль был, но есть конфликт интересов при принятии решения органами местного самоуправления – именно на этом уровне монополизируется сфера управления жилищным фондом. По материалам источников: "Известия", "Версия", "Эксперт-Урал"
|