Галина Хованская выступила на парламентских слушаниях "Некоммерческий наем жилья как новый институт жилищного законодательства в РФ" 14 декабря 2012 13 декабря член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", Председатель комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская приняла участие в парламентских слушаниях на тему: "Некоммерческий наем жилья как новый институт жилищного законодательства в Российской Федерации". Мероприятие было организовано Комитетом Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. Предлагаем вашему вниманию стенограмму выступления: – Доброе утро, уважаемые участники слушаний! Сегодня мы обсуждаем очень серьезную и интересную тему, новый институт в нашем законодательстве. Речь пойдет о некоммерческом найме жилья. Коротко о том, почему возникла эта проблема. Она возникла в 2005 году в связи с принятием Жилищного кодекса РФ, так как появилось второе основание для принятия на учет на социальное жилье, а именно, не только количество метров, но и так называемая имущественная ценность, то есть доход гражданина, его имущество так же принималось во внимание. В связи с этим возникла ситуация, когда граждане, обладающие чуть большим доходом или объемом имущества, которое оценивалось, чем установленное муниципальным образованием (потому что именно им даны полномочия по определению этого уровня, порога: малоимущий или не малоимущий), возникла серьезная проблема у лиц, которые не попадали под категорию малоимущих в связи с небольшим превышением этого уровня. Но, тем не менее, даже снятие, я уже не говорю о том, чтобы приобрести жилье на рынке даже с помощью льготных кредитов и других форм, не представлялось для них возможным. То есть если они снимали квартиру на рынке жилья, то практически в семье не оставалось денег на то, чтобы каким-то образом выживать в этой ситуации. Поэтому понятно, что это белое пятно необходимо было заполнить. Напоминаю, что слишком увлеклись собственностью сейчас с введением и платы за капитальный ремонт и единого налога на имущество, введение которого, я так поняла вчера из послания Президента, будет ускорено, не в 2015, а в 2014 году. В связи с тем, что нужно страховать свое жилье, в общем, вот эти дополнительные расходы, которые ложатся на собственника дополнительным бременем помимо текущих платежей, требуют и от нас каких-то законодательных предложений. И эти предложения уже, в принципе, подготовлены, и, так как требуется заключение Правительства по законопроекту по некоммерческому найму жилья, направлены 5 декабря в Правительство. И до 25-го мы ждем. Нам сказано, что до 25-го будет заключение Правительства на этот законопроект. То есть речь идет о поправках в Жилищный кодекс РФ, но помимо этого нужно внести множество изменений в другие законодательные акты. Потому что нужно создать условия для того, чтобы это жилье возникло. Но об этом более подробно расскажет Косарева Надежда Борисовна, как бы экономическую составляющую этого процесса. А мне хотелось бы сказать о том, что есть две категории граждан. О первой я уже сказала, это граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, но обладающие доходом достаточно низким для того, чтобы выходить на рынок жилья. Вторая категория – это та, которая требует от нас скорейшего принятия закона. Это руководители предприятий, в первую очередь тех, которые сейчас создаются (новые предприятия). Но, тем не менее, я слышала и высказывания от руководителей действующих предприятий, которым нужно привлечь рабочую силу и предоставить жилье этим граждан на год, два, три, четыре, пять, не важно, сколько нужно предприятию, для того чтобы они жили в нормальных условиях, но, тем не менее, плата была приемлемой. Пока мы рассматриваем вариант, когда этот жилищной фонд будет в собственности государственной, муниципальной. Но в будущем мы тоже проработаем вопрос о том, что это будут, возможно, некоммерческие организации, как это в законах Европы, во многих странах эта схема проработана. Там только разница в том, какой процент у государства и у муниципалитета, а какой процент у некоммерческих организаций. Но этот вопрос требует дополнительной проработки, и над этим мы тоже обязательно будем работать. Потребуется несколько документов, которые должны быть приняты Правительством РФ. Я очень коротко скажу, чтобы вы представляли отличия социального найма от некоммерческого найма, и в свою очередь от коммерческого найма на рынке жилья. Вы помните прекрасно, что договор социального найма бессрочный, дающий возможность, по крайней мере, до 1 марта 2013 года приватизировать занимаемое жилое помещение. В некоммерческом найме такого нет, там договор срочный на срок от 3 до 10 лет, как мы сейчас прописываем. Но возможны и краткосрочные договора до года, если этого требуют какие-то обстоятельства. Дальше. Плата за социальный наем у нас символическая, и вряд ли она будет повышаться. Потому что есть норма в Жилищном кодексе о том, что нельзя ее повышать, так чтобы гражданин стал нуждающимся в адресной помощи, в субсидии на текущие платежи по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. Значит, договор срочный. Плата за наем такая, что она не требует нагрузки на бюджет по текущему содержанию, по будущему капитальному ремонту и так далее. Но понятно, что окупаемость этого проекта достаточно длительная, и наша задача заинтересовать инвесторов, застройщиков, чтобы для них эта схема оказалась привлекательной. Но это, на самом деле, может быть, не такие быстрые деньги, но они постоянные и это надежный источник. Деньги эти возвращаются через длительный срок в совершенно надежном варианте. Есть ограничения по этому виду жилья, по некоммерческому жилью, то есть исключается приватизация, обмены, сдача под наем, то есть это действительно только для этой семьи жилье, благоустроенное, нормальное, соответствующее всем стандартам за умеренную плату. По разным регионам эта разница будет отличаться, конечно. Может быть, в Москве это будет в два – три раза дешевле, а в Ивановской области, где рынок не такой дорогой, коммерческое жилье не такое дорогое, может быть, это будет 70 процентов от этого. Но все равно это должно быть привлекательно для граждан. И о чем я еще хотела сказать. Я думаю, что это требует, конечно, обсуждения. Мне кажется, что нам надо внести предложение еще такого рода при работе над законопроектом. Вот у нас сформировалась огромная очередь на социальное жилье до 2005 года. За это время выросло поколение граждан, которые в общем-то нормально стоят на ногах, имеют нормальный уровень дохода и хотят как можно быстрее вырваться из этой 20, а то и 25-летней очереди на социальное жилье. Мне кажется что, тем, кто встал до 1 марта 2005 года (многие из них не относятся к категории малоимущих), надо дать преимущественное право получить жилье вот в этом виде жилищного фонда, который будет вводиться. Мы тем самым сократим очередь на социальное жилье, пусть там действительно остаются малоимущие, но без всякого принуждения, на добровольной основе. Это работает гораздо лучше, чем всякие силовые приемы в законодательстве и со стороны исполнительной власти. Мне кажется, что это будет правильным предложением. В процессе работы мы это обязательно обсудим. Законопроект, с моей точки зрения, прошел много стадий обсуждения и сейчас готов для первого чтения, с нашей точки зрения. Более того, я хочу напомнить, что в 600-м указе Президента говорится об арендном жилье. Я напоминаю, что арендное жилье, это юридические лица, те же предприятия, а физически лица у нас – наниматели. Так что надо в скобках помечать, что это может быть и такое и такое, то есть и физическое и юридическое лицо – наниматель имеют право заключить договор некоммерческого найма. Мы вам раздали проект, так что вы более подробно сможете ознакомиться. Сейчас я хочу передать слово нашим выступающим, докладчикам. Тема очень интересная, новая. Практически это новый институт для России, но старый для Европы.
|