Дмитрий Гусев о детализации требований к легковым такси и их водителям
02 декабря 2025
2 декабря Государственная Дума отклонила проект федерального закона № https://sozd.duma.gov.ru/bill/991331-8 991331-8 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и статью 12 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о детализации требований к легковым такси и их водителям). Доклад представил первый заместитель руководителя фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в ГД Дмитрий Гусев:- Уважаемый Иван Иванович (Мельников – Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Законопроект, о котором мы сегодня говорим, это поправки к закону о такси.
О чём, вообще, идёт речь? Когда мы два года назад принимали этот закон, он вступил в силу 1 сентября, чего мы хотели добиться этим законом? Чтобы граждане ездили безопасно. Для этой цели мы с вами предусмотрели, что каждый день перед рейсом человек, который садится за баранку такси, должен проходить технический осмотр. И мы исходили из того, как это было у нас в Советском Союзе, то есть водитель такси просыпается утром, садится на автобус, приезжает в таксопарк, садится за руль автомобиля, который ему подготовили механики, проходит технический осмотр там, на месте, и выходит в рейс, ещё он медосмотр проходит, но сегодня речь идет о техническом осмотре, и выходит в рейс.
Вопрос: сколько таких учреждений, сколько таких таксопарков сейчас есть в России? Ноль. То, что мы называем таксопарками, является просто службами сдачи автомобилей такси в аренду, всё. Почему это не таксопарки? Потому что те люди, которые садятся за баранку этого такси, не находятся в трудовых отношениях с владельцами этих автомобилей, это никакие не таксопарки, они берут у них в аренду. Эти машины стоят у них дома, у подъезда.
В городе Москве существует несколько десятков таких служб сдачи машин в аренду, только у семи из них есть своя техническая база, где они эти машины ремонтируют. Но водители, которые хранят машины у себя во дворе перед подъездом, на техосмотр не ездят, потому что это деньги, им это накладно: бензин, и так далее. Но у каждого из водителей этот документ о техническом осмотре на каждый день имеется в машине. Если в вы сядете в такси и попросите у него этот документ, у него есть, что он прошёл техосмотр. Стоимость этого липового документа 100 руб. в Москве, 50 – в регионах. И так работают почти все службы сдачи машин в аренду, все так работают по этой схеме.
Что мы предлагаем? Мы говорим, ребята, ХХI век, давайте техосмотр проходить и медосмотр проходить при помощи современных технических средств. Пришёл, сел, снял на видео, показал, что у тебя машина цела, отправил через агрегатор такси, сел, поехал. В чём проблема? У нас законодательство это дозволяет, но мы не будем обманывать ни себя, ни кого-то другого. Но самое главное, у нас сейчас примерно 300 тыс. человек ушли на фронт, которые раньше занимались извозом и таксовали. Вот теперь эти ребята ушли на фронт с другим законом, пришли с этим. Он садится в свою машину, и что он получает? Он получает конфликт.
Мы таким избыточным регулированием ограничиваем возможность людям подработать, потому что у нас две трети людей, которые занимаются извозом, занимаются этим как дополнительным заработком. То есть для одной трети у нас закон сработал, их примерно 800 тыс. человек, эти люди стоят на учёте, и они занимаются профессионально этим, по 10–12 часов в день работают ежедневно, а две трети людей – полтора-два миллиона, по разным оценкам, делают это в качестве подработки. Вот этих людей мы лишаем возможности подработать.
Об этом наши поправки, о том, чтобы, используя современные средства коммуникации, интернет, фотовидеофиксацию фиксировать все эти техосмотры, и отправлять в соответствующую службу. Никаких дополнительных расходов, как сказано в пояснительной записке, это не повлечёт. У агрегаторов такси есть свои службы программистов, которые спокойно могут это всё запрограммировать в штатном режиме, и это абсолютно рабочая история, нужно только проявить политическую волю принять этот закон о честном отношении к водителям такси в Российской Федерации, и об облегчении возможности людям подработать в такси.
Спасибо большое за внимание. Рассчитываем на поддержку.