Александр Бабаков: надо прекратить говорить об ограниченности потенциала российской экономики 02 декабря 2025
1571301015713110
2 декабря на пленарном заседании Государственной Думы с заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил депутат фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, Заместитель Председателя ГД Александр Бабаков:
- Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Я хотел бы начать с того, что на прошлой неделе состоялась межфракционная конференция "Приоритеты социально-экономического развития России". И хотел бы поблагодарить от лица участников всех тех, кто помог организовать это мероприятие, кто принял активное участие, кто посчитал возможным для себя не только посетить, но и выступить там, а также тех, кто не смог прибыть на это мероприятие в силу необходимости работать в регионах. Я, кстати, думаю, что те, кто не смог принять участие именно по этой причине, получили не меньшую информацию на местах. И поэтому то, что я хотел бы сегодня озвучить, наверняка вызовет реакцию, в том числе и в ваших сердцах и умах.
Поэтому от слов благодарности за организацию перейду к содержательной части. Тем более, выступления представителей Минэка и Минфина, и Минпрома, и Центрального банка, да и многих других на этой конференции, конечно, не могли не оставить определённый след. Мы, конечно, информационно обеспечим всех депутатов тем, о чём говорили участники этой конференции, но я бы хотел сегодня зафиксировать несколько важных моментов.
Начать бы я хотел со следующего. Давайте посмотрим, о чём последнее время активно не только говорят, но и, наверное, что делают наши соседи, наши друзья и не совсем друзья. Вот, возьмём Китай. Мы говорим о том, что система многополярности уже пробила себе дорогу, соответственно, формируются макрорегионы. Но хотелось бы всё-таки, наверное, сказать о том, что макрорегионы, о которых мы говорим, это уже такое состояние экономик, которые будут не подстраиваться под реалии, а даже в какой-то степени формировать эту реальность. Почему я могу об этом говорить достаточно убедительно? Приведу несколько примеров.
Вы знаете, что фактически драйверами роста сегодня являются во многих странах и в экономической сфере массированное развитие энергетики в её разных видах, новые виды материалов, в конечном итоге квантовая наука, биопроизводство. Я могу перечислять очень много. Здесь есть люди, которые больше меня, наверное, понимают. Но хочу сказать, что все эти стратегические направления развития человечества определяются приоритетами ряда экономик таких стран, как Китай, Америка и, надеюсь, Россия.
Вот если мы посмотрим на Китай. Китай сегодня, я уже как-то здесь упоминал, но ещё раз озвучу эти цифры, чтобы они контрастировали с тем, о чём, в том числе, мы говорили на конференции. Китай в этом году запустит мощности энергетические на цифру равную около 430 гигаватт. Значит, мы – 1,7 гигаватт, американцы – 67. Но даже не это главное, а то, что они к 2035 году запланировали запуск дата-центров, или центров обработки данных, которые сегодня являются необходимым инструментарием для функционирования и развития искусственного интеллекта мощностью около 16 гигаватт. Но ключевым моментом здесь является то, что эти 16 гигаватт будут размещены на орбите, то есть в космосе. Только задумайтесь о качестве строительства и решения энергетических проблем у страны, которая совсем ещё недавно, в том числе и нами, воспринималась как не совсем развитая.
Дальше мы должны упомянуть, что тот же Китай провёл эксперимент по созданию дата-центров или ЦОДов под водой, тем самым решая проблему охлаждения этих дата-центров. Тоже для нас сигнал, причём такой сигнал конкретный. То есть можете себе представить объёмы мощностей, вводимые в Китае, и наши заявки на энергетический суверенитет.
Американцы в этот момент фактически объединяют 17 институтов, которые лежат в основе их программы нового Манхеттена. Это говорит о том, что и они понимают – сегодня без реального рывка в сфере создания стратегических направлений в экономике не обойтись.
Вот был упомянут нашими коллегами из КПРФ Ковальчук (Михаил Валентинович, президент Национального исследовательского центра (НИЦ) "Курчатовский институт" – Прим. ред.), который недавно выступал в связи с развитием атомной энергетики. Он сказал, что если мы не будем думать о новом стратегическом проекте, который обеспечит на 100-летия вперёд наше доминирование, то мы не выживем. Вот очень важный момент – доминирование.
Стремятся идти по пути того, чтобы именно стратегические темы стали таковыми, где данная страна может себе позволить доминировать. Можем ли мы об этом сегодня мечтать или делать? Пока только мечтать. Почему? Потому что, в отличие от упомянутых стран, Китая и Америки, мы продолжаем, в том числе, и здесь с вами, обсуждать такие темы, как возращение на траекторию сбалансированного роста, мягкая посадка, темпы роста ниже единицы. Мы так и не можем посчитать. Но скоро придут данные, и мы поймем, что темпы роста нашей экономики около нуля. И мы продолжаем с упорством защищать эту позицию. Мы как завороженные смотрим на все это и говорим: ну, да, так сложилось, вот не можем мы больше. Но кто сказал? Почему мы не хотим обратить взгляд на опыт этих стран?
А у них есть, в отличие от нас, ключевые моменты. Они ставят перед собой цель и задачу, причем в виде плана. Не прогноза, а плана. А план отличается от прогноза тем, что он, в том числе, обеспечен необходимыми финансами. Эти финансы не являются чем-то эксклюзивным, товаром, который монополизировал тот или иной институт. Для них главное – цель, затем – план, который четко обозначает, кто из институтов власти и как участвует в реализации этого плана, цели достижения этого всего. И дальше уже они не обсуждают, есть ли деньги. Деньги есть всегда у суверенной страны. Суверенное финансовое государство, обладая собственным институтом эмиссии, не может быть ограничено в этом продукте. А мы себе говорим: у нас нет денег. И стали как мантру это повторять.
Ну, хорошо. Тогда мы должны с вами считать уже другое. И прекратить говорить о макрорегионе. Но я лично против. И буду продолжать настаивать на том, что Россия достойна этого термина, достойна этой позиции, и у нее есть все ресурсы. Так вот, нам надо потихонечку, а может быть, не очень потихонечку прекращать говорить о том, что у нас нет денег. И если мы говорим с вами о развитии, то это развитие возможно только в одном случае, когда государство наведет порядок.
Что значит навести порядок? Это когда мы прекратим призывать, а сделаем все возможное, чтобы ЦБ и Правительство не просто работали вместе, а отвечали за конечный результат. Если мы с вами будем расшифровывать это, то мы должны осуществлять денежную эмиссию в том количестве, в котором нуждается наша страна. А в чём она нуждается? У нас есть компетенции, проекты, ресурсы для реализации цели. Значит, у нас не может быть ограничена денежная масса в этом. Более того, надо сделать и законодательно, чтобы у нас денежная масса была не 60% сегодня от ВВП, а как во всём мире, там уже не буду говорить, но хотя бы не менее 100%. И наращивать её необходимо определёнными темпами, которые позволяют динамично развиваться.
Второй вопрос. Надо прекратить говорить об ограниченности потенциала российской экономики. Это вообще из какого-то страшного фильма. Как он может быть ограничен в нашем случае? Надо опять прекратить прогнозировать, а посчитать. Я уже обращался к вам, давайте посчитаем по отдельным регионам. Не можем сами посчитать, давайте инициируем возрождение такой структуры, которая сегодня под Минэком. Когда-то она была самостоятельная и называлась КЕПС, то есть – корпорация по изучению естественных производительных сил государства. Она была создана ещё в 1915 году Вернадским (у этого института есть не только история, но и компетенция). Давайте возродим её и посчитаем, какой же потенциал у России, может ли он гарантировать нам прорывные движения в направлении макрорегиона.
Мне не хватает, к сожалению, времени сказать, но я обязательно в следующий раз вернусь и объясню, каковы реальные элементы плана Победы. И там должны быть, кроме стремления к тому, чтобы объединить усилия Правительства и Центрального банка, ещё такие вещи, которые связаны с непосредственным экономическим суверенитетом, где мы понимаем, есть государственная программа и планирование на 10-15-20 лет. Но государственное прогнозирование, опирающееся на научные данные предыдущего периода и возможность реально просчитать будущие 10–15-20 лет, в зависимости от отрасли. А самое главное, что мы должны эти планы наполнить денежными средствами, а частный капитал должен быть вовлечён в процесс, подключаясь к реализации государственных планов в виде инфраструктуры, в виде энергетических проектов, развития отдельных отраслей промышленности и так далее. Поэтому я считаю, что у нас есть чёткое понимание, что должно быть в этом плане Победы. Надо его только зафиксировать, расшифровать и наполнить реальным содержанием.
Спасибо. | Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025 |
|