Анатолий Аксаков об административной ответственности за управление транспортным средством без страхового полиса
12 ноября 2025
12 ноября Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № https://sozd.duma.gov.ru/bill/1022971-8 1022971-8 "О внесении изменения в статью 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения административной ответственности за управление транспортным средством без страхового полиса). Доклад представил депутат фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, председатель Комитета ГД по финансовому рынку Анатолий Аксаков:
- Уважаемый Иван Иванович (Мельников, первый Заместитель Председателя ГД – Прим. ред.)! Уважаемые коллеги!
Данный законопроект касается практически всех сидящих здесь в зале и миллионов наших граждан. В соответствии с федеральным законом все владельцы транспортных средств должны застраховать свою ответственность на случай дорожно-транспортных происшествий.
И федеральный закон предусматривает недопустимость использования транспортного средства, если владелец не застраховал свою ответственность. Ответственность для тех, кто не приобрел полис ОСАГО, Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены штрафы, если первый раз попался и оказался без полиса ОСАГО, соответственно, устанавливается штраф 800 руб., все последующие случаи, связанные с использованием транспортного средства без полиса ОСАГО, наказываются штрафами от 2,5 до трех тыс. рублей.
Тем не менее, несмотря на такие штрафы, несмотря на запреты, достаточно большое количество транспортных средств и большое количество водителей используют транспортные средства без полисов ОСАГО, по некоторым данным, до 15% таковых лиц, а в некоторых регионах цифра достигает 40%. Видимо, это связано с тем, что отследить езду на транспорте без полиса ОСАГО достаточно сложно, надо останавливать машину, опрашивать, требовать документы, иногда и договариваться, мы так полагаем, с теми, кто останавливает машину, какое-то возмещение дают автовладельцы для того, чтобы их не привлекли к ответственности.
Эту проблему может решить использование фотовидеофиксации на дорогах, поскольку у нас уже активно используется этот инструмент для фиксации нарушений правил вождения автомобилей. И, по нашему мнению, сейчас можно было бы подключить и фотовидеофиксацию для констатации факта вождения автомобиля без полиса ОСАГО. Но при этом такая фотовидеофиксация может также установить несправедливость, поскольку камер много и количество случаев фиксации этого нарушения может быть очень много. Например, по Москве едешь, везде камеры стоят, езда на таком автомобиле будет постоянно фиксировать нарушения – штрафы, которые будут предъявлены автовладельцу, они могут вырасти до очень больших цифр, будут измеряться тысячами рублей, что конечно, несправедливо.
Поэтому этим законопроектом предлагается отрегулировать ситуацию: раз в день, если камера зафиксировала движение без полиса ОСАГО на транспортном средстве, то человек должен будет заплатить 800 руб.
Если на следующий день он поехал опять без полиса ОСАГО, то, соответственно, камера зафиксировала, штраф уже две тыс. руб., 2,5 тыс. руб., три тыс. руб. Но, в любом случае, это не многократное наказание, а единожды в день оно будет устанавливаться в соответствии с данным законопроектом.
Мы считаем, что внедрение этой системы ответственности, во-первых, для автолюбителей, ну и соразмерное наказание за нарушение соответствующих правил позволит дисциплинировать ситуацию на дорогах, и езда без полиса ОСАГО практически исчезнет.
В соответствии с этим я просил бы вас поддержать данный законопроект.
И, кстати, хотел бы напомнить, что он внесен в соответствии с поручением Президента, который как раз призывал своим поручением навести порядок, в том числе, в связи с применением статьи 12.37 Кодекса об административных правонарушениях. Спасибо за внимание. Прошу поддержать.
Анатолий Аксаков (заключительное слово):- Я прояснить один момент хотел, может быть, нечётко его сказал. Журналисты задавали вопрос, хотел отразить. Нарушение-то одно, он едет, не нарушает другие правила уличного движения, он едет без полиса ОСАГО, вот причина чтобы фиксировалось одно нарушение и наказывалось за одно нарушение. А поскольку камер много, получилось, что он едет без полиса ОСАГО, нарушает 10, а может быть 100 раз, и вот этот законопроект, в том числе, вносит справедливость в наказание тех, кто едет без полиса ОСАГО.
Спасибо за внимание.