Яна Лантратова и Александр Аксёненко об использовании религиозных символов в средствах массовой информации
15 июля 2025
15 июля Государственная Дума приняла во втором и третьем чтениях проект федерального закона № https://sozd.duma.gov.ru/bill/926231-8 926231-8 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в части использования религиозных символов в средствах массовой информации). Выступила с докладом первый заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ", председатель Комитета ГД по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Яна Лантратова. По мотивам выступил депутат фракции, заместитель председателя Комитета ГД по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Аксёненко.Яна Лантратова:- Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель Госдумы – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в части использования религиозных символов в средствах массовой информации, подготовленный к принятию во втором чтении.
Напомню, что 10 июня законопроект был принят единогласно всеми фракциями, проголосовало 408 депутатов, что свидетельствует о крайней важности и актуальности этого вопроса. Я хочу поблагодарить, Вячеслав Викторович, вас за то, что вы подняли этот острый вопрос и выделили его одним из приоритетных для Государственной Думы.
Законопроект о защите религиозных символов – это ответ на ставшее уже системным явлением кощунственное затирание и цифровое уничтожение религиозных символов, с которым мы сталкиваемся всё чаще и на изображениях храмов, гербов, и даже в учебниках. Мы говорим не просто о законопроекте, а о защите самого сердца нашей цивилизации – наших религиозных святынь.
Причиной этого явления может стать как политическая провокация, помним поступок группы Ретеп (экстремистской), когда они спилили крест в Киеве, так и не просто историческая небрежность или безграмотность, это спецоперация по истреблению национального духа. Это вопрос сохранения нашей истории, культуры, веры, ведь для большинства граждан, а 70% считают себя верующими, это не мелкие детали, это священно.
Пока одни наши герои поднимают кресты и несут их гордо в зоне СВО, как я приводила пример разведывательной бригады "Терек", которые (вот их шеврон) несут кресты на машинах, на одежде, для них это символ чести, уверенности в правоте своего дела, понимания, что они воюют за веру, за честь, за Отечество, которое стыдливо почему-то замазывают в тылу. И батальон "Ахмат", где есть и полумесяц, и православный крест на шевронах. Этот законопроект не о введении цензуры, а о защите прав миллионов верующих нашей многоконфессиональной страны.
Комитет провёл большую работу по корректировке законопроекта, нами было проведено, уважаемые коллеги, совещание, где присутствовали 68 субъектов, это законодательные органы регионов России, а также было проведено совещание с представителями наиболее многочисленных религиозных организаций и разных конфессий. И, безусловно, большую роль в доработке законопроекта приняло Правовое управление Московской патриархии и лично матушка Ксения, за что ей большое спасибо.
Законопроект при доработке претерпел шесть редакций, и сегодня он готов к рассмотрению.
Какие поправки предлагается утвердить?
Во-первых, мы исключили неопределённость в терминологии, на которую нам указывали коллеги из Правового управления.
Во-вторых, мы добавили, что затирать символы нельзя не только на самих изображениях, но и на геральдических знаках.
В-третьих, предполагается защита символов исключительно традиционных религий. Вот здесь как раз исключаются музейные объекты, и сразу же отпадает вопрос, который волновал людей и журналистов: а что же делать с храмами, которые в дореволюционный период уничтожались и были без креста? Их публиковать можно.
Также разрешается изображать храмы и иные объекты религиозного почитания без религиозной символики, если на сегодняшний исторический момент такие объекты не имеют символов. Это разрушенные храмы Донбасса или храмы в советских фильмах и хрониках, на которых просто не было этих символов.
Ещё одна очень важная поправка, которая предусматривает, коллеги, допустимость изображения религиозных объектов без религиозных символов, если такое изображение влечёт за собой осквернение религиозных символов. Что это означит? Встречаются случаи, когда религиозные символы изображаются в разных конфессиях на напольных коврах. Это есть и в исламе, есть и в православной религии, как, например, архиерейский коврик, на который встаёт архиерей во время богослужения, на нём изображается храм и купола без религиозных символов. Это, согласно дореволюционной традиции, чтобы крест не попирался. В этих случаях это допускается.
И важная поправка, уважаемые коллеги, также заключается в том, что защите подлежат религиозные символы всех традиционных религий, которые перечислены в преамбуле законопроекта о свободе совести. Это все традиционные конфессии и крупные религиозные организации, которые составляют неотъемлемую часть исторического наследия нашей страны.
Уважаемые коллеги, этот законопроект про здравый смысл, однако его принятие – первый шаг, мы с Анной Юрьевной обсуждали, что в будущем нам нужно подумать и об ответственности. Но это следующие шаги.
Поэтому законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, у Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний нет, Комитет по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений предлагает принять таблицу поправок и законопроект во втором чтении.
Спасибо.
Яна Лантратова:- Уважаемые коллеги, законопроект прошёл все необходимые экспертизы, лингвистическая правка учтена в тексте. Законопроект готов для принятия в третьем чтении, комитет просит поддержать принятие законопроекта в третьем чтении.
Александр Аксёненко:- Уважаемые коллеги, добрый день.
Сегодня мы рассматриваем важнейший законопроект во втором и третьем чтениях – о проекте изменения Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", направленный на защиту религиозных символов традиционных конфессий России.
Этот документ – ответ на реальные вызовы времени, когда в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране под угрозой оказывается духовное наследие, формирование нашей идентичности в веках.
Давайте вспомним, что стало отправной точкой для этого законопроекта. Термин "крестопад", к сожалению, стал частью нашей реальности. Системное, случайное или умышленное использование храмов без крестов, упоминание мечетей без полумесяцев в СМИ и рекламе, на товарах, даже в официальных материалах – часто проявление бездушного отношения к святым, оскорбляющего чувства миллионов наших верующих.
Только за последние годы мы видели скандалы с банкнотами, логотипами на форумах, рекламных плакатах, и каждый раз общественный резонанс показывал: народ требует защиты. Как ответил Святейший Патриарх, такие действия подрывают основы нравственности и единства общества, мы не можем допустить, чтобы в стране, где православие, ислам, иудаизм и буддизм признаны традиционными религиями, их символы становились объектом манипуляций и забвения.
Законопроект предлагает чёткие и сбалансированные меры, которые касаются СМИ, интернета, рекламы и торговли во всех сферах, где такие изображения используются. Исключением предусмотрены исторические фото с указанием периода случая, когда символы могли бы быть осквернены, и это не затрагивает существующие произведения искусства.
Наша фракция полностью поддерживает этот законопроект и считает его приоритетным.
Уважаемые коллеги, сегодня идёт СВО, наша страна воюет с коллективным Западом, но порой кажется, что идёт война добра со злом. Когда на Западе идёт подмена понятий института семьи и культивируется пропаганда ЛГБТ, происходит постоянное осквернение религиозных святынь, чего стоит только лишь мракобесие на олимпиаде в Париже.
Принятие этого законопроекта – яркий пример того, что наша страна становится центром защиты традиционных и религиозных ценностей, объединяя и защищая разные культуры, традиции и религии, яко с нами Бог.
Спасибо.