ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Александр Бабаков об обеспечении экономического суверенитета РФ

15 июля 2025

1537431015374410 15 июля в Государственной Думе по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" выступил Заместитель Председателя ГД РФ Александр Бабаков: - Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги! Предлагаем поддержать заданную тональность и тут же поговорить об экономике. Я бы хотел обратиться тоже ко всем и сказать, что, наверное, учитывая динамику того, что мы сейчас наблюдаем, нам с вами осенью придется очень много работать над разными темами, но я уверен, что одним из ключевых вопросов станет обсуждение новой экономической модели развития страны. Это не только потому, что об этом говорил Президент на Питерском форуме, это не только потому, что сегодня складывается такое мнение в экспертном сообществе, но это и потому, что это мы с вами ощущаем каждый, может быть, по-своему, но каждый день. Я думаю, что посещение регионов в ближайшее время каждым из вас лишний раз будет подтверждением тех ожиданий, о которых я постараюсь сегодня сказать. Ну, прежде всего, я хотел бы сказать, что есть несколько моментов существенных, которые характеризуют нынешнюю ситуацию. Конечно же, говоря о том, что всё чаще в нашей риторике появляется слово "война", я не военный человек, но я склонен поддержать эту позицию, но то, что происходит в экономической сфере, я уверен, война уже давно по полной программе развёрнута. А если это война, то отвечать мы должны на эти действия наших врагов адекватно. Давайте посмотрим, что я имею в виду. Вот недавно Грушко, замминистра иностранных дел, охарактеризовал действия НАТО как агрессивные, которые не оставляют нам никаких иллюзий относительно их планов в отношении России. Но всё-таки мы должны понимать с вами, что это не простые заявления. Эти заявления были осуществлены только после того, как Германия сняла тормоз с определённых инвестиций в свою экономику, и мы сегодня имеем только в одной Германии сумму, направленную в военно-промышленный комплекс, более одного трлн евро. В переводе на наши деньги, легко посчитать, более 90 трлн рублей. Мы понимаем прекрасно, что оружие будет произведено. Где оно будет произведено, как оно будет произведено и будет ли произведено вообще, конечно, есть вопросы, но одно мы можем сказать точно, что Запад сегодня нацелился обеспечить военно-промышленный комплекс теми заказами, которые будут направлены, конечно же, в агрессивной риторике против России. Мы понимаем прекрасно, что Германия сегодня это лишь пример. Сегодня вся Европа, да и Америка демонстрируют готовность финансировать всю экономику, но в особенной части военно-промышленный комплекс. Это делается для того, чтобы создать не только движение как локомотива экономики, подтягивающего все остальные отрасли, но и создавать реальный ресурс, чтобы противостоять нам, а, возможно, и занять агрессивную позицию. Понятно, что на военном поле нас не испугать, понятно, что этими угрозами нас не испугать, но всё-таки надо их останавливать. И кроме военной силы, мы это прекрасно понимаем, лучшим ответом Западу станет мощная современная экономика, которая будет действительно отвечать определению "суверенная российская экономика". Поэтому говоря о том, что же мы сегодня имеем, мы имеем с вами некоторые взгляды, которые пытаются формировать у нашего Президента представление о том, что есть процессы в нашей экономике, в частности, инфляция, и не только инфляция, падение темпов роста, которые связаны как раз с развитием ВПК. Я отношусь к категории тех экономистов, которые считают, что такого рода рассуждения надо аргументированно опровергать и доказывать тем, что как раз всё наоборот, сегодня наша экономика, поскольку она выглядит, как некая двухконтурная экономика, мы прекрасно понимаем, что как раз ВПК занимает в этой двухконтурности тот контур, который развивает экономику и подтягивает остальные отрасли. Но прежде, чем говорить о реальном состоянии экономики, еще два слова буквально, почему в данный момент данная тема создания новой экономической модели является крайне актуальной для нас с вами. Ну, вот многополярность. Мы о ней много говорим, много слышим о ней. Уже понятно, что и глобализм, как концепция, всё, ушли в прошлое. Ну, ушли. А что, разве, многополярность исчезла от этого? Исчезло идеологическое представление глобализма, но многополярность, как таковая, она еще сталкивается с огромными проблемами, которые связаны с тем, что существует база однополярного мира. И, когда мы говорим о господстве доллара, мы должны понимать, что господство доллара сегодня обеспечено не только потенциалом стран, которые обслуживаются этим долларом, но, прежде всего, институтами, в которых живет этот доллар и с помощью которых это господство распространяется на все остальные страны. Поэтому, если мы хотим добиться многополярности реальной, особенно в экономической сфере, мы должны говорить не только о суверенности отдельно взятого государства, но и о суверенности той валюты, которая должна заменить доллар. Да, мы сегодня, наверное, не готовы к обсуждению того, чтобы даже в рамках БРИКС появилась единая валюта. Мы говорим о взаиморасчетах, мы говорим об увеличении расчетов в национальной валюте, но все-таки, даже если мы говорим о российской части многополярности, о том, что Россия будет формировать свой макрорегион, внутри макрорегиона, наверное, мы предполагаем, что там будет рубль. А, если рубль будет претендовать на роль мировой валюты, то мы понимаем прекрасно, что туда должно войти. Это инвестиционная привлекательность, это вопрос сохранения этой валюты, накопления валюты. То есть мы должны понимать, что все эти свойства, которые относятся к категории свойств денег, должны быть реализованы по отношению к рублю. А возможно ли это сделать сегодня? Достаточно сложно. И мы должны с вами понимать, что, если мы рассчитываем на полный суверенитет в международных расчетах, то, в частности, даже в российском макрорегионе мы должны говорить о собственных институтах. Без институтов, которые будут защищать, продвигать и обеспечивать функционирование новой валюты, ничего не получится. Далее. Если мы говорим с вами о реальном состоянии экономики нашей, можно много говорить, вот здесь разные точки зрения звучали, но я хочу привести пару примеров. Недавно Герман Оскарович (Греф, Председатель правления ПАО "Сбербанк России" – Прим. ред.) упомянул, что 10 трлн рублей находятся сегодня в обороте крупнейших предприятий в рамках тех кредитов, которые выдавал Сбербанк крупным компаниям России. Так вот, треть из них не прошла стресс-тест. Это означает, что они самостоятельно не смогут обслуживать свои кредиты. 53 тысячи предприятий среднего и малого бизнеса сегодня готовы обратиться за пролонгацией кредитов. О чём говорит? Это говорит об очень серьёзных вопросах. И вопрос не в том, какие аллегории использует мегарегулятор, финансовый сектор, это не столь важно, важно одно, мы находимся в очень сложной и опасной ситуации для нашей экономики. Что для этого нужно сделать? Мы, прежде всего, должны... Вот я бы предложил бы всем нам с вами, поскольку я тоже езжу по регионам, вот вы зайдите к своим губернаторам и поговорите с ними относительно состояния регионального бюджета и особенно такой статьи, как налог на прибыль. И я думаю, что много интересного, если вы ещё не знаете об этом, услышите. И поэтому, как у нас говорят, чтобы не вставать дважды, вы тогда же обратитесь ещё к губернаторам с таким предложением, мне кажется, оно могло бы иметь место, и было бы достаточно разумным – провести ревизию, создать свой собственный реестр того, какие проекты защищённые, готовые к реализации, есть в каждом регионе. А далее присовокупить к этому тот потенциал региона, который видит сам губернатор. Имеется в виду в физическом выражении, не в денежном, в физическом. Есть проект строительства завода, что под него есть, есть ли под него техника, там сырьё и так далее, и так далее. И вот когда у нас с вами в физическом выражении будет потребность и возможность реализации этой потребности, то нам останется сделать следующий шаг: наполнить это всё денежными средствами. И здесь я хотел бы два слова ещё сказать про денежно-кредитную политику. Мы должны с вами понимать, что никакого суверенитета экономического без суверенитета финансового не будет, нет таких примеров в истории. Поэтому, если мы говорим о финансовом суверенитете, то это, прежде всего, предполагается что? Что мы обладаем суверенным правом выпускать деньги в том количестве, которое нам нужно. Да, Правительство находится в рамках бюджета, но бюджет – это перераспределение денег, а созданные деньги под развитие – это прерогатива Центрального банка. Любые наши планы относительно будущего развития, они всегда бесполезны, если у них нет денежного подкрепления. Поэтому мы должны ввести в качестве одного из основных элементов планирование, в том числе выпуск денежной массы. Без выпуска денежной массы сегодня развивать нашу экономику невозможно. Вот вы посмотрите, я на одну ступеньку вернусь просто назад, Китай сегодня имеет денежную массу порядка 46 трлн долларов, уж простите за цифры, но эта цифра денежной массы только одного Китая такая же, как денежная масса Америки, Японии и Евросоюза вместе взятых. И, несмотря на это, юань занимает всего лишь там 3% в международных расчётах, 4% в валютных операциях и так далее. То есть о чём это говорит? Что мы с вами должны развивать экономику и понимать, что за господство и собственный суверенитет надо бороться. И когда мы говорим о том, что надо менять кредитно-денежную политику, я бы хотел сказать, что не надо акцентировать внимание только на том, что Центральный банк борется с инфляцией и не очень удачно. Нет, на самом деле функции Центрального банка: это количество денежной массы в экономике, стоимость денег и условия кредитования, и именно этим самым он влияет на политику Правительства. Поэтому с Правительства мы требуем выполнения много чего, а влияет на это и формирует базу Центральный банк. Поэтому, пока мы с вами не займёмся политикой, чтобы и денежно-кредитная политика, и экономическая политика были одним целым и желательно в длительной перспективе, чтобы мы не меняли каждый квартал не только ставку Центрального банка, но и курс рубля, до тех пор мы с вами суверенитета не достигнем. А наша задача выйти не только на новую экономическую модель, но и обеспечить суверенитет. Спасибо.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025