ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Михаил Делягин и Валерий Гартунг об исполнении федерального бюджета за 2024 год

09 июля 2025

9 июля Государственная Дума приняла проект федерального закона № https://sozd.duma.gov.ru/bill/938284-8 938284-8 "Об исполнении федерального бюджета за 2024 год". Состоялись доклады Министра финансов РФ Антона Силуанова, заместителя Председателя Счетной палаты РФ Галины Изотовой. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" вопрос задал Михаил Делягин, выступил Валерий Гартунг. Михаил Делягин: - Уважаемый Антон Германович, спасибо вам огромное, и Минфину в вашем лице за крайне подробную полную, насколько это возможно, отчетность. По ней за минувший год остатки на счетах бюджета вне Фонда национального благосостояния выросли с 7,8 до 8,3 трлн рублей, причем эта сумма почти не изменится в этом году, так как вложена для получения доходов, которые в этот бюджет этого года уже заложены. Почему вы полагаете нормальным вкладывать деньги налогоплательщика в коммерческие, по сути дела, операции, а не в решение насущных общественных задач, на которые, как нам постоянно объясняют, вам не хватает средств, и только для решения которых существуете и вы, и мы. Ну, например, сегодня сообщено об отказе "Роскосмоса" от основы цифрового суверенитета – широкополосного спутникового интернета именно из-за отсутствия денег. Спасибо большое. Антон Силуанов: - Уважаемый Михаил Геннадьевич, уважаемые депутаты, вопрос вот какой. Остатки денег неиспользованных, да, почему их не направляют на нужные, более важные мероприятия? На самом деле эти остатки, они где-то между 8-9 трлн рублей, формируются за счет нескольких составляющих, а именно: это остатки субъектовые, которые переходят из года в год порядка трех трлн рублей, это остатки Фонда национального благосостояния, которые мы зачисляем за 2024 год в 2025 году – 1,3 или 1,4 трлн рублей, это авансы, которые мы передали соответствующим учреждениям, организациям, в том числе, кстати говоря, авансы для предприятий оборонно-промышленного комплекса, порядка трех трлн рублей. Остатки учреждений, то есть это не те деньги, которые, знаете, остаются от исполнения бюджета. Я докладывал о том, что мы бюджет исполнили на 99% от бюджетной росписи, то есть выполнили в полном объёме, но остатки, которые мы передавали, перечисляли, остаются, и эти остатки используются, мы их размещаем, получаем доход, а субъектам Российской Федерации этот доход возвращаем как дополнительные источники от размещения этих денег. Поэтому бюджет выполнен практически на 100%, остатки есть, они технологические, технические, что называется, которые недоиспользованы были соответствующими учреждениями, или авансы, которые уже находятся в работе, но пока не задействованы для реализации тех или иных мероприятий. Бюджет исполнен в полном объёме, а остатки, ну, грех было их не размещать, мы на них зарабатываем, зарабатываем неплохие деньги, мне кажется, это справедливо. Спасибо. Валерий Гартунг: - Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги! После выступления Андрея Михайловича (Макаров, председатель Комитета по бюджету и налогам – Прим. ред.) думал: может не выходить сюда, но всё-таки после того, как послушал выступление ЛДПР, решил, что, наверное, всё-таки выйду, но давайте по порядку. Да, нам есть за что похвалить Правительство Российской Федерации, это безусловно. Рост экономики 4,3% в условиях жесточайших санкций, это если не выдающийся, то прекрасный результат. Но давайте зададим себе вопрос: у нас могло быть лучше? Да, могло быть. Есть у нас резервы для того, чтобы лучшую динамику показывать? Конечно же, есть, мало того, мы могли бы более качественный рост показывать. Теперь по порядку, какие у нас есть вопросы к исполнению бюджета прошлого года, ну давайте по порядку пройдем. Тут я начну с того, что вот представитель ЛДПР сказал: мы выполнили все социальные обязательства. Ну, я напомню, какие социальные обязательства были приостановлены федеральными законами. Во-первых, самое длинное социальное обязательство, которое приостановлено аж с какого-то там 1991 года, вы помните, в законе о приватизации было сказано, что дома, которые не были отремонтированы на момент приватизации, должны быть отремонтированы за счет федерального бюджета. Мало того, есть еще и постановление Конституционного суда. Сейчас уже 2025 год. Выполнили это решение? 34 года. Нет, не выполнено, поэтому давайте, когда нам про все социальные обязательства рассказывают... Я могу еще много чего напомнить, ну, например, вклады в Сберегательном банке СССР, которые были заморожены и по которым был принят федеральный закон, где мы обязались компенсировать это всё. Мы сколько раз его переносили? С 2003 года мы должны были эту компенсацию выплачивать, а сейчас уже 2025 год, 22 года, да, вот это второе обязательство. Дальше. На пенсию, я уже не говорю на минимальную, вообще прожить невозможно, на среднюю хотя бы пенсию, я чего-то не заметил, чтобы как-то так шиковали наши пенсионеры. Поэтому нам есть, куда потратить деньги. Поэтому давайте... Вот когда, безусловно, мы в тяжелой ситуации, у нас большие военные расходы, мы всё это понимаем, и народ это понимает, поддерживает страну, поддерживает Правительство, но всё-таки давайте мы теперь посмотрим: а есть у нас резервы? Ну давайте посмотрим. По исполнению бюджета, вот представитель КПРФ сказал, отрицательных акцизов 3,5 трлн рублей вернули только для того, чтобы они держали цены на топливо. Вот я взял цифры, мои помощники подготовили, официальная статистика нефтегазового сектора, взяли четыре компании. Выручка там 10 трлн, 8 трлн, там 4,2 трлн и так далее. Чистая прибыль совокупная, которую они показали, 2,7 трлн рублей. Мы взяли и выделили из этой выручки все рентные платежи, понятно, да, чтобы сравнивать с другими. Для чего это сделали? Чтобы сравнивать, например, с машиностроением. Какая рентабельность машиностроения, в отраслях которого обеспечивают технологический суверенитет страны и обороноспособность страны? Напомню, это сейчас главная задача, все с этим согласны, так ведь? Так вот, у этих отраслей, которые обеспечивают обороноспособность и суверенитет страны, технологический суверенитет, у них рентабельность, я тут взял КамАЗ за 2024 год, 3,58, 3,5% рентабельность по чистой прибыли, выручка – 354 млрд, чистая прибыль – 12. Ну, это ещё неплохо, у них были года, когда и хуже было. У "Ростсельмаша" тоже было неплохо, но сейчас он рухнул. Если в среднем взять, то будут те же самые 3,5%. Если взять по всем остальным отраслям, ну, например, производители вагонов, производители транспортных средств, то мы везде на круг получим примерно 3%. И никаких отрицательных акцизов они не получают, ничего, а вот наши бедные нефтяники, у которых средняя, я ренту вычел, средняя рентабельность, я не буду компании называть, я просто цифры назову. Рентабельность по чистой прибыли 17, 12, 19, 21%%. Это бедные ребята, которым мы всем миром собираем, 3,5 трлн отдаём. Поэтому перейду сразу к предложениям, я уже показал, где деньги лежат. Что нужно сделать? Ну, конечно же, отменить отрицательные акцизы. И что ещё нужно сделать, чтобы цены на топливо не росли даже без этих отрицательных акцизов? Давайте, у нас законопроект лежит, дадим Правительству право вводить дифференцированный возврат НДС экспортёрам сырья, – всё, как в Китае, у меня цифры все есть. И всё, и тогда сразу будет выгоднее перерабатывать внутри страны, и, соответственно, не надо никаких отрицательных акцизов на топливо давать, сэкономим 3,5 трлн рублей. Дальше. Закупки у взаимозависимых лиц. У нас, Андрей Михайлович уже сказал про 44-й закон, но он про другие не сказал, но на самом деле он суть главную сказал, что у нас подавляющее количество всех закупок, даже по 44-му закону, по его цифрам, там 60%. А если 223-й взять, то там вообще всё сейчас у взаимозависимых лиц закупается и никаких конкурентных процедур. Минфин даже это и не контролирует, и не фиксирует этого. Если раньше, когда не было вот этого понятия "закупки у взаимозависимых лиц", Минфин приводил статистику, что из 30 трлн закупок в год только на один трлн проводятся закупки по соблюдениям конкурентных процедур, а 29 – неконкурентные процедуры. Всё. Я не думаю, что с введением вот этого права покупки у взаимозависимых лиц у нас что-то изменилось. На минуточку, это примерно ещё шесть трлн рублей. Следующее. Мы огромные деньги тратим на поддержку льготной ипотеки. Надо людей обеспечивать жильём? Надо. Но если посчитать, сколько мы денег потратили на выплату процентов банков, на эти деньги можно построить за пять лет столько жилья, я не знаю, мы всех расселим и никакой ипотеки не надо, и не надо в кабалу никого загонять, и деньги будут, и жилищная проблема решится, и цены не будут расти, и не надо будет ключевую ставку задирать. И, конечно же, нужно развивать конкурентную среду, потому что только в конкурентной среде произрастает эффективность, другого нет. Поэтому в наших условиях мы за бюджет этот не можем проголосовать. Почему? Потому что... Мы и против не будем голосовать, мы воздержимся. Мы считаем, что мы могли бы прожить этот год ещё лучше. Спасибо.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025