ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Субмарина – на деньги комсомольцев

30 апреля 2025

09623916000900.jpg 09624016000900.jpg Во время войны огромный вклад в общее дело внесли и жители Пензенской области. Как и все остальные труженики, они нашли деньги на строительство для Красной армии 39 авиаэскадрилий и танковой колонны. Кроме того, на средства пензенцев были построены два торпедных катера и – совсем уж неожиданно – подводная лодка, которую назвали "Пензенский комсомолец". 27 мая 1943 года секретарь Пензенского обкома ВЛКСМ по военной работе Д. Золотов отправил письмо в ЦК комсомола с таким содержанием: "Комсомольцы и молодежь Пензенской области в период с января по май 1943 года внесли в отделение Госбанка на строительство подводной лодки Пензенского комсомола 1 933 982 рубля. Просим посодействовать нам заказать и построить на эти средства соответствующее количество торпедных катеров под названием "Пензенский комсомолец" для передачи их частям Военно-Морского Флота с высылкой от нас представителей". Судя по письму, жители области собирали на подлодку, а в итоге купили торпедные катера. Которые, кстати, вошли в состав Краснознаменного Балтийского флота и до самой Победы наводили ужас на нацистов. Лишь в самом конце войны противнику удалось уничтожить один из них. А что насчет подлодки, на которую пензенские тыловики собрали почти два миллиона рублей? Огромная сумма не вся ушла на катера, да и подлодка с именем "Пензенский комсомолец" действительно существовала. Оказывается, строительство субмарины, на тот момент безымянной, началось еще до нападения Гитлера. Подлодка пополнила ряды Балтийского флота 27 сентября 1942 года. Ускорить работу над ее строительством и дооснастить необходимыми приборами и механизмами как раз помогли деньги из Пензенской области. Поэтому в 1943 году на боевой рубке под бортовым номером "С-104" белой краской было приписано "Пензенский комсомолец". Субмарина даже не успела выйти в открытое море, а уже оказалась в бою. 12 октября "Пензенский комсомолец" находился на стоянке Оленья Губа в Мурманской области. Экипаж в тот день готовился отправиться в свое первое плавание, как вдруг с воздуха налетели вражеские самолеты. Нацисты обстреляли подлодку из пулеметов, потом принялись бомбить. Снаряды падали в 70, а то и в 20 метрах от кормы. Вражеским пилотам удалось вывести из строя некоторые приборы и механизмы субмарины, а также повредить входной люк. Весь экипаж выжил, но не обошлось без чуда. Во время налета часть экипажа находилась на палубе. Одного из моряков, Льва Власова, взрывом отбросило в сторону, он ударился головой и потерял сознание. В царящем вокруг хаосе его никто не заметил. Все спешили спасти подлодку: спустились в отсеки, задраили верхний люк и начали погружение. Именно в этот момент Лев Власов пришел в себя. Поднялся на ноги и тут же понял, что палуба под ним опускается все ниже. Но не это обеспокоило моряка: он увидел, что врагу удалось сбить с флагштока флаг корабля! Субмарина без своего боевого знамени перед врагом почти беззащитна – именно эта мысль набатом билась у Власова в голове. Он подхватил флаг и успел водрузить его на место до того мгновения, как субмарина опустилась под воду. Палуба ушла из-под ног отважного моряка. Он остался один в обжигающе холодном Баренцевом море. Руки и ноги моментально оцепенели. При такой низкой температуре до берега ему не доплыть. И когда герой уже мысленно попрощался с жизнью, из-под воды показался спасенный им флаг – субмарина всплывала. Оказалось, что товарищи обнаружили пропажу Власова и вернулись за ним. Вовремя, надо сказать. Заполярье в годы войны имело особое стратегическое значение для врага, поэтому немецкие авиация и корабли проникали глубоко в заполярные районы. В условиях сурового северного климата морские пути были единственным способом доставки ценных грузов из захваченной Третьим рейхом Норвегии в Германию. Кроме того, немецкие войска, которые находились на Мурманском направлении, могли получать снабжение исключительно по морю. Но в первую очередь кригсмарине (военно-морской флот нацистской Германии) стремился помешать доставке военных грузов в Советский Союз через Англию из Канады и США по воде. По этой причине советские подлодки, в том числе "Пензенский комсомолец", совершали первые боевые походы к мысу Желания – самой северной точке Новой Земли. Перед экипажем стояла задача обеспечить безопасность морского пути из Карского моря в Баренцево и расправляться с врагом, который постоянно пытался проникнуть в эту точку. Вахту у мыса Желания между собой моряки прозвали "неблагодарная". Ей также можно было бы дать имя "сверхтяжелая", потому что приходилось караулить немецкие подводные и надводные корабли среди айсбергов. Сначала "Пензенский комсомолец" выходил на охоту безрезультатно. 11 июня 1944 года субмарина покинула базу и направилась в сторону Конгс-фьорда: там были замечены вражеские корабли. Сначала "С-104" шла в надводном режиме, но как только на горизонте показался немецкий самолет, она ушла под воду. Но вражеские пилоты заметили подлодку и открыли на нее охоту. Экипажу судна пришлось прятаться от немецкой авиации под толщей воды. 20 июня "Пензенский комсомолец" обнаружил целый конвой из немецких судов: два транспортных корабля двигались в сопровождении еще двух противолодочных катеров, трех сторожевиков и четырех тральщиков. Советская субмарина сумела отправить на дно сразу три вражеских судна: катер и оба транспортных корабля. После этого на боевой рубке "Пензенского комсомольца" были нарисованы три звезды. А в целом за годы службы число одержанных побед достигло шести.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025