Виктор Васильевич Талалихин 25 апреля 2025
09612516000900.jpg
В августе 1941-го, когда наступление гитлеровских войск на Москву забуксовало из-за отчаянного сопротивления Красной армии, вермахт поставил осуществление плана по захвату столицы "на паузу" и сосредоточил основные силы на юге и юго-западе СССР, чтобы захватить в первую очередь сельскохозяйственные и промышленные районы Украины. Однако и на московском направлении продолжались ожесточенные бои.
В конце июля – начале августа 1941 года 24-я армия попыталась ликвидировать ельнинский выступ, который образовался в середине лета, когда 2-й танковой группе Хайнца Гудериана удалось прорваться южнее Смоленска и захватить город Ельня. Получился "балкон", с которого враг мог начать полноценное наступление на Москву.
Однако срезать выступ минимальными усилиями советских войск не удалось: 24-я армия неглубоко пробилась внутрь позиций оккупантов, в свою очередь нацисты тут же попытались отвоевать потерянное.
Утром 30 августа вражеские позиции заволокло дымом из-за многочисленных взрывов. Это был пламенный привет от бога войны – советской артиллерии. Через полчаса пехота и бронетехника 24-й армии генерал-майора Константина Ракутина
и 43-й армии генерал-майора Дмитрия Селезнева двинулись в атаку на врага с востока, юга и севера.
Так началась операция Ставки Верховного Главнокомандования, цель которой предполагала подрубить ельнинский выступ, а затем разделить его пополам.
Численного преимущества перед врагом у 24-й и 43-й армий не было. Разве что более многочисленная артиллерия. Но все же красноармейцы атаковали врага, и поначалу этот дерзкий маневр не давал каких-либо существенных результатов.
Красной армии в числе прочего катастрофически не хватало авиации для поддержки с воздуха, ведь основная часть воздушных сил РККА воевала под Брянском.
В первый год войны, а именно в битвах в Подмосковье, жизнь большей части летчиков-истребителей и штурмовиков была очень короткой. Как правило, после 5-10 вылетов многие не возвращались на базу... Немало было и тех, кто решался на таран, при котором шансы выжить были ничтожны. Безусловно, каждый из этих героев остался в памяти народа – например, москвич Виктор Талалихин, пилот, о котором к началу ельнинской операции уже складывали легенды.
Свой подвиг молодой летчик совершил 6 августа 1941 года. Ночью его полк по тревоге поднялся в небо – командование поставило задачу перехватить вражеские
бомбардировщики, которые держали курс на Москву.
Над подмосковными Добрынихой и Щеглятьево Виктор Талалихин заметил вражеский бомбардировщик Не-111. Советский пилот мастерски "упал" врагу на хвост, поймал в прицел и открыл огонь. Немецкий ас успел увернуться и даже попытался скрыться от советского летчика.
Но Талалихин не отставал, снова поймал врага в прицел. На этот раз его выстрел попал в один из двигателей, однако воздушный бой продолжился, поскольку вражеский пилот сумел удержать машину, увернуться и обстрелять истребитель Талалихина. Пули пролетели с правой стороны кабины и обожгли пилоту руку – к счастью, ранение оказалось легким.
Чтобы добить фашиста, Виктор Талалихин решился на таран. Он подобрался к вражеской машине с хвоста и ударил ее винтом.
Оба самолета вошли в штопор. Вражеский воткнулся в землю и взорвался вместе с пилотом. Советский летчик успел покинуть самолет, но приземлился в озеро. Раненый, с тяжелым парашютом за плечами, Виктор Талалихин едва не утонул. Его спасли вовремя подоспевшие местные жители, вытащили из воды.
За этот подвиг офицер был удостоен звания Героя Советского Союза. Золотую Звезду ему вручили в Кремле 2 сентября того же года. После торжественной церемонии он сразу же вернулся в расположение своей части, провел несколько успешных и крайне тяжелых военных операций, но, к сожалению, 27 октября погиб в одном из сражений.
Что же касается ельнинского выступа, то частям Красной армии в ходе кровопролитных боев удалось вклиниться на два километра во вражескую оборону. Горловина выступа сузилась, но полностью окружить немецкие войска под Ельней не удалось: враг, почуяв, что на него скоро накинут петлю, поспешно отступил. Однако эта операция дала Красной армии многое. В частности, была разработана эффективная система ведения артиллерией огня, которая в дальнейшем сыграла немаловажную роль в битве с врагом.
Главное – неприятель нёс большие потери, темпы его наступления значительно снизились. Гордец Герман Гот, который еще в начале войны уверял всех, что его войска пройдут до Москвы без остановки, оправдывался перед Гитлером: "За первые три недели боев войска 3-й танковой группы понесли большие потери... моральный дух личного состава подавлен... Значительное влияние на состояние морального духа личного состава оказывает также упорное сопротивление противника, который неожиданно появляется всюду и ожесточенно обороняется. Если противник будет продолжать минирование дорог и мостов в тех же масштабах, что и раньше, то преимущество в скорости, которое обеспечивает мотор, сведется на нет".
Ельню 24-й армии удалось освободить 6 сентября 1941 года. На этом участке фронта линию соприкосновения удалось стабилизировать почти на месяц. Там же
РККА добилась своей первой победы после череды поражений, что заметно подняло боевой дух советских солдат и офицеров. | Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025 |
|