Дмитрий Фёдорович Лавриненко 22 апреля 2025
09603516000900.jpg
09603616000900.jpg
В станице Бесстрашной Краснодарского края есть улица имени Дмитрия Лавриненко – длинная, извилистая. Жизнь человека, в честь которой она получила название, тоже оказалась довольно извилистой, но, к сожалению, недолгой.
Будущий кубанский танковый ас Дмитрий Лавриненко родился в станице Бесстрашной в 1914 году, там же получил образование, работал учителем в местной школе.
В 1934 году молодой кубанец решил вступить в ряды Красной армии. Три с половиной года он постигал военную науку в Ульяновском дважды Краснознамённом танковом училище имени В. И. Ленина, был лучшим учеником – всегда отличные оценки. Из стен училища вышел в звании младшего лейтенанта.
Начало Великой Отечественной войны молодой танкист встретил вместе с экипажем своего танка в составе 15-й танковой дивизии, которой приходилось под натиском нацистской армады пятиться на восток от Ивано-Франковска.
Врагу удалось изрядно потрепать армию: большая часть техники оказалась уничтожена, погибло множество защитников Отечества.
Молодой кубанец и его сослуживцы выжили. Правда, танк их был поврежден, но младший лейтенант сумел быстро подлатать железного боевого коня. И снова в бой, только теперь уже в составе вновь созданной 4-й танковой бригады, которую командование кинуло в самое пекло подмосковных боев – на волоколамское и мценское направления.
На захват Москвы вермахт отправил свои лучшие танковые соединения. В одном из боев вражеская техника прорвалась через оборону и принялась безжалостно утюжить окопы, в которых находились советские солдаты. Взвод под командованием Лавриненко тут же поспешил на выручку. Сержант Пономаренко, который служил во взводе кубанского танкиста, впоследствии часто вспоминал слова-напутствие младшего лейтенанта: "Живыми можете не возвращаться, но минометную роту выручить! Вперед!" Выскакиваем на бугор, а там немецкие танки, как собаки, шныряют. Я остановился. Лавриненко произвел удар по тяжелому танку. Выстрел! Пламя...
В 300 метрах еще один танк, показываю его Лавриненко, а он, настоящий снайпер, со второго снаряда разбил и эту машину. Так вот минометную роту и спасли. А сами – без единой царапины!"
В том бою в общей сложности взвод Лавриненко уничтожил 15 вражеских боевых машин. Кроме того, в ходе войны кубанец постоянно изобретал новые приемы ведения танкового боя. Одно из таких ухищрений в своей книге "Заря Победы" описал дважды Герой Советского Союза генерал армии Дмитрий Лелюшенко: "Запомнилось мне, как лейтенант Дмитрий Лавриненко, тщательно замаскировав свои танки, установил на позиции бревна, внешне походившие на стволы танковых орудий. И небезуспешно: фашисты открыли по ложным целям огонь. Подпустив гитлеровцев на выгодную дистанцию, Лавриненко обрушил на них губительный огонь из засад и уничтожил девять танков, два орудия и множество гитлеровцев. Здесь, под Мценском, и в последующих боях этот храбрейший офицер лично сжег 52 вражеских танка. Правительство высоко оценило подвиги отважного танкиста".
Что ни бой у уроженца Краснодара – то подвиг. В районе села Лысцово 17 ноября 1941 года старший лейтенант со своей группой – три танка Т-34 и три БТ-7 – сошелся в неравной схватке с противником, у которого было 18 боевых машин. Тогда враг потерял семь единиц техники, наши ушли победителями. Уже на следующий день у деревни Шишкино Дмитрий Лавриненко со своим экипажем лишь на одном танке устроил засаду у шоссе. В поле лежал снег, а потому, чтобы обмануть врага, на машину танкисты нанесли белила.
Когда из-за поворота выкатилась целая вражеская
колонна из восьми бронемашин, Лавриненко все же решил принять бой. Хотя позиция у советских танкистов была далеко не самой выгодной, но эффект неожиданности сыграл на руку. Первыми выстрелами Дмитрий Лавриненко обездвижил головные танки, затем ударил по "хвосту" и в заключение прошелся по центру колонны. Исход боя – шесть подбитых немецких танков.
Потом храброму экипажу "тридцатьчетверки" пришлось спешно ретироваться – от разъяренных фрицев помог скрыться рельеф местности.
К началу декабря на счету у младшего лейтенанта было уже 37 подбитых немецких танков! И это лишь за полгода участия в боях! Разумеется, танкового аса не оставили без заслуженной награды – он был представлен к званию Героя Советского Союза.
Но через пару недель удача отвернулась от отважного танкиста. 18 декабря у деревни Горюны Дмитрий Лавриненко подбил 52-й немецкий танк. Вражеской техники поблизости не наблюдалось и кубанец покинул "тридцатьчетверку", чтобы доложить командованию о выполнении задания.
В этот момент враг нанес мощный артиллерийский и минометный удар по позиции Красной армии. Осколок мины попал в советского танкового аса. Смерть была мгновенной.
Спустя 45 лет после Победы Дмитрий Лавриненко был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза, а в 2001 году в Прикубанском округе именем легендарного танкиста была названа улица. Такая же длинная, как и память о подвиге героя. Впрочем, в отличие от улицы у памяти не будет конца. | Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025 |
|