Депутаты фракции "СРЗП" об уточнении полномочий компании "Роскадастр"
09 апреля 2025
8 апреля Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального закона № https://sozd.duma.gov.ru/bill/836670-8 836670-8 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О публично-правовой компании "Роскадастр" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения полномочий ППК "Роскадастр"). С докладом выступил статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Алексей Бутовецкий. Вопросы от фракции "СРЗП" задали Андрей Кузнецов, Михаил Делягин, Галина Хованская.Андрей Кузнецов:- В пояснительной записке сказано, что доходы, вернее, возмещение затрат от деятельности компаний со стороны субъектов Федерации, а также муниципальных образований не должно превышать 50% от доходов бюджета этого субъекта либо муниципального образования. Вот почему такая цифра? Как она формируется? То есть до 50% доходов бюджета на затраты этой компании – это что значит?
И второй вопрос. А мы вот такими поправками в эту систему не убиваем рынок кадастровых услуг и не навязываем бюджету какие-то неоправданные расходы, потому что речь идёт о монополии?
Алексей Бутовецкий:- Я со второго вопроса начну по поводу рынка кадастровых услуг. И если вы посмотрите, то в законопроекте в поправках в 221-й федеральный закон напрямую указано, что оплата не производится. То есть у нас кадастровые инженеры – это всё частные лица, которые работают за плату. В данном случае же публично-правовая компания за кадастровую деятельность доходы получать не будет. Это первое.
Второе. Относительно доходов. Эти доходы будет получать компания только в случае, если бюджет получит доходы, если нет, то и компания ничего не получает. Ну, например, уточнили границы земельного участка, было шесть соток, на самом деле правообладатель использовал восемь соток, за две сотки он дополнительно заплатил налог. Вот от этой суммы какие-то денежные средства в соответствии с соглашением, заключённым регионом или муниципалитетом, получит публично-правовая компания? То есть смысл законопроекта в этом.
Михаил Делягин:- Алексей Игоревич, а проясните, пожалуйста, экономическую модель предлагаемой вами схемы. Ну вот, например, инженер кадастровый частный заключает договор с "Роскадастром" о выполнении услуг. Или штатный сотрудник "Роскадастра" работает. А, так сказать, поскольку местный бюджет (или региональный) не получает от этой деятельности доходов, то и "Роскадастр" тоже не получает доходов, и откуда будут браться деньги на оплату этой работы? Потому что понятно же, что будет происходить расширение фронта работ относительно сегодняшнего уровня.
И второе. Поскольку вы не ответили на вопрос, откуда взялся лимит в 50% доходов региона, который, так сказать, будет доставаться "Роскадастру", я прошу ответить. Вернее, на этот вопрос: откуда взялся этот показатель? Почему не 15%, не 35%, не 146%, в конце концов?
Спасибо.
Алексей Бутовецкий:
Да, спасибо, Михаил Геннадьевич. Я действительно не ответил, извините, сейчас отвечу.
Во-первых, я не зря сказал про пилотные проекты. Прежде чем предложить конкретные цифры, мы всё-таки провели огромную работу. Наверное, придётся их озвучить. Вот в 16 регионах ту работу, которую мы провели бесплатно (замечу, бесплатно), публично-правовая компания за это никакие деньги не получила, но чтобы идти в такой сложный проект, мы должны были посмотреть, как это может работать на практике.
Выявлено 24 тысячи правообладателей объектов, которые не были в реестре и, по сути, никакие налоги не платили. Выявлено 4,5 тысячи объектов, относящихся к выморочному или бесхозяйному имуществу. Уточнено характеристик в отношении 48 тысяч объектов недвижимости. Незарегистрированных объектов нашли больше четырёх тысяч. И нашли свободных земельных участков 3 тысячи 850 гектаров.
То есть мы понимаем, что с такими цифрами, даже если по каким-то отдельным объектам публично-правовая компания или муниципалитет не получит какой-либо доход, то всё равно это будет компенсировано за счёт других объектов. То есть в принципе проект, по нашему мнению, не может быть убыточным.
Что касается цифры 50%, всё-таки обращаю внимание, что у нас в законопроекте не 50, а до 50%. Какой-то регион с нами захочет работать только на условиях, например, 5%, какой-то – 10%. То есть мы будем смотреть, какая база стартовая, какая ситуация инвестиционная в регионе, и в зависимости от этого уже договариваться.
Поэтому 50% мы взяли как некий барьер, чтобы не превышать его при заключении соглашения с регионом, но цифры будут разные, это уже зависит от решения губернатора, муниципалитета и публично-правовой компании.
Поэтому цифра 50%, она просто такая экспертная, которая определена с точки зрения того, чтобы проект не был убыточным. И цифры, которые я перечислил, показывают, что всё равно определённые доходы и бюджеты, и ППК "Роскадастр" всё равно получат.
Спасибо.
Галина Хованская:- Уважаемый Алексей Игоревич, вот вопрос такого плана. Это не благотворительная деятельность, правильно? И, в принципе, возможны и некие нарушения в результате этой деятельности, особенно когда там конфликтные какие-то ситуации будут, спорные ситуации, которые могут заканчиваться, кстати, в том числе и судебными разбирательствами. Вот скажите, всё-таки какую ответственность несут лица, которые занимаются этой коммерческой деятельностью по соглашению?
Алексей Бутовецкий:- Я не очень понял, в части каких нарушений речь идёт. Нарушения, наверное, здесь могут быть двух видов.
Первый – традиционный, к сожалению, для нашей страны и для частного сектора, когда есть спор по границам между двумя соседями. Безусловно, "Роскадастр" не будет проводить такие работы, потому что земельные споры решаются в суде.
И второе вид нарушений (это мы тоже уже выявили в 16 регионах) – самовольные постройки, которые возведены с какими-то нарушениями. Мы тоже их в проект не вовлекаем, потому что там суд должен разбираться, правомерно ли построено, можно ли право собственности признавать. То есть сейчас такая модель представлена в законопроекте, которая исключает участие "Роскадастра" вот в работе по таким объектам с подобными нарушениями. То есть, скорее всего, работа будет проводиться только там, где нет спора по границам и нет спора по правомерности создания того или иного объекта.