ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Война и мир танка Т-34

06 апреля 2025

09538809600540.jpg Каждый год парад военной техники в День Победы во Владивостоке открывает легендарный танк Т-34. Его судьба достойна даже не фильма, а целого приключенческого сериала. Настолько богата событиями история этой боевой машины, которая носит имя ветерана-танкиста Ефима Моисеевича Гольдберга. Этот Т-34 сошел с конвейера Уральского танкового завода № 183 в Нижнем Тагиле в 1942 году. Но как он оказался за семь с половиной тысяч километров, в столице Приморья? Свое боевое крещение танк принял в пекле Сталинградской битвы – самом кровопролитном сражении в истории человечества. Ожесточенные бои шли с 17 июля 1942-го по 2 февраля 1943 года. Здесь решалась судьба не только Второй мировой войны, но и всего мира. С наступлением холодов защитникам города приходилось бороться не только с фашистами, но даже с самой природой. Ледяной степной ветер сбивал солдат с ног и сковывал механизмы боевых машин. "За ночь масло настолько промерзало в двигателе, что завести мотор было невозможно, – рассказывает учредитель клуба "Техника ХХ века в Приморском крае" Алексей Козицкий. – Двигатель отогревали кипятком, использовали теплое топливо и даже разводили костры под замерзшей техникой". За двести дней и ночей Сталинградского ада погибли в боях и умерли от ран в госпиталях больше миллиона советских солдат. Число жертв среди мирных горожан подсчитать невозможно. Город был разрушен до основания, но именно в январе-феврале 1943 года произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне. Советская армия перешла в наступление. Можно уверенно сказать, что танк, который сегодня стоит в музее Владивостока, тоже внес немалую лепту в победу над фашистами. И наверняка он дошел бы и до Берлина, если бы не вражеский снаряд, который прилетел в правый борт и надолго вывел машину из строя. В 1944 году после ремонта танк уже не вернулся на передовую. Его путь лежал на Дальний Восток. Боевую машину доставили в Приморье и передали подразделению железнодорожных войск на станции Манзовка, сейчас она называется Сибирцево. Т-34 должен был защищать стратегически важный узел Транссиба в случае возможного нападения японской Квантунской армии в районе Маньчжурии. Позднее, с апреля по август 1945 года, Советский Союз перебросил на Дальний Восток 136 тысяч железнодорожных вагонов с войсками и грузами. В том числе более пяти тысяч танков, которые затем участвовали в Маньчжурской наступательной операции. В послевоенном СССР нашли необычное применение старым военным машинам. Танки, которые ещё были на ходу, переоборудовали в сельскохозяйственную технику и отдавали колхозам. Мощный транспорт на гусеничном ходу заменял и вездеход, и трактор. Так и нашу "тридцатьчетвёрку" в 1968 году комиссовали и отправили в Уссурийск на бронетанковый ремонтный завод № 206. Там боевую машину разоружили – сняли башню и курсовой пулемёт. Началась мирная жизнь Т-34. Почти 20 лет, до начала перестройки, танк работал тягачом на железной дороге. Затем его передали оленеводческому хозяйству в Хасанском районе. Бывшая боевая машина много лет служила животноводам верой и правдой. Пастбищные земли в Приморье часто заболочены, не на всяком транспорте проедешь. А на танке – пожалуйста! Но со временем Т-34 стало слишком хлопотно ремонтировать и содержать. Машину бросили ржаветь под открытым небом и лишь чудом не разрезали на металлолом. "В 2009 году этот танк случайно увидел мой отец, – вспоминает Алексей Козицкий. – К тому времени мы с ним уже учредили военно-патрио¬тический клуб "Техника XX века в Приморском крае", а впоследствии открыли одноименный музей. Танк был в плачевном состоянии, весь ржавый, сквозь остов проросли кусты. Бросить один из главных символов Великой Победы мы просто не смогли – решили его выкупить и во что бы то ни стало восстановить. Отец и сын Козицкие вспоминают, что это была непростая задача: сначала по просёлочным дорогам вытащить из глуши неповоротливую махину, затем вернуть ей не только внешний облик, но и восстановить все механизмы. А главное – поставить на ход. Энтузиасты под руководством Сергея Поддубного создали полноразмерный макет башни танка и передали его вместе с бронекорпусом на Уссурийский авторемонтный завод. На полную реконструкцию машины ушло несколько лет. Но почему танк носит имя героя Великой Отечественной войны Ефима Моисеевича Гольдберга? Ещё в 2014 году на открытие военно-патриотического музея пригласили и 100-летнего Ефима Моисеевича. Увидев боевую машину, ветеран не смог сдержать слёзы. "На точно таком же танке он дошел до самого Берлина, – рассказывает Алексей Козицкий. – Эмоции его переполняли. Несмотря на свой почтенный возраст, Ефим Моисеевич забрался в кабину и оттуда крикнул: "Это мой танк!". В 2020 году героя Великой Отечественной войны не стало, но имя его и память о нём живы!

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025