Монополия – это дорого 05 декабря 2024
Отсутствие реальной конкуренции в российской экономике приводит к росту цен, расцвету коррупции и другим печальным последствиям. Можно ли исправить ситуацию, объясняет Председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, Секретарь Президиума Центрального совета Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ по вопросам экономической политики Валерий Гартунг.
09193809600540.jpg
"За отсутствие конкуренции всегда платит потребитель. Сейчас в России цены растут, а доходы граждан падают. Наша задача – сделать так, чтобы все было наоборот. И для этого надо развивать конкуренцию, – считает Валерий Гартунг. – Сегодня главные проблемы в стране – коррупция и монополизм, что, на самом деле, почти одно и то же. Коррупция – это рента, получаемая за счет должностного положения, а монополизм – рента за счет рыночного положения. Они убивают всю инициативу, все те начинания, которые малый и средний бизнес мог бы развивать. Единственный выход из этой ситуации – поддержка конкуренции".
Одна из важнейших инициатив в этом направлении – законопроект СРЗП об ограничении закупок госкомпаний, госкорпораций и естественных монополий у взаимозависимых лиц. Закон уже подписан Президентом России Владимиром Путиным и вступил в силу.
"У нас есть поручение президента, есть национальный план по развитию конкуренции, но когда доходит до рассмотрения вопросов о конкретных ограничениях интересов монополий, начинается настоящая борьба, – рассказывает Валерий Гартунг. – Взять, например, наш законопроект о закрытии лазейки, которая позволяла крупнейшим компаниям и корпорациям проводить закупки у взаимозависимых лиц, минуя конкурентные процедуры. Я с этой темой боролся пять лет!"
Но многое ещё предстоит сделать. Целые сегменты российской экономики остаются монополизированными. Взять, например, банковский сектор. Обидно платить гигантскую комиссию за то, чтобы перевести маме денег на день рождения? Оказывается, в конкурентной экономике можно было бы и по-другому.
По подсчетам Валерия Гартунга, закон позволит защитить от коррупции более шести триллионов рублей ежегодно!
"В Европе такие операции стоят сотые доли процента, а у нас иногда до 10% доходит! – продолжает Валерий Гартунг. – Банки просто наживаются, бессовестно обирают граждан за счет комиссий. Об этой проблеме я говорил много раз и на пленарных заседаниях, и на других мероприятиях в Думе, но пока никто ограничить аппетиты банков так и не смог".
Развитие промышленности также сдерживает монополизация. Например, крупнейшие металлургические компании, чтобы нарастить прибыль, нередко просто сокращают объемы производства и поднимают цены. Соответственно, себестоимость всех изделий из их металла становится выше, а прибыль и возможности развития у обрабатывающих производств снижаются.
"Получается, у нас в отраслях, которые добывают сырье, рентабельность в десятки раз выше, чем на предприятиях машиностроения, – отмечает Валерий Гартунг. – В развитых странах самая высокая рентабельность у производств, создающих максимальную добавленную стоимость. А у нас из-за того, что лидеры технологического прогресса менее прибыльны, их развитие без господдержки не идет. Для того чтобы это исправить, ФАС должна проанализировать отрасли с высокой рентабельностью на предмет доминирования на тех или иных рынках, чтобы не допустить взимания монопольной ренты".
Высокая инфляция – тоже следствие высокой монополизации рынка, считает депутат Государственной Думы РФ Валерий Гартунг.
"Сейчас основной инструмент борьбы с ростом цен у ЦБ – это повышение ключевой ставки. Но этот метод работает только при конкурентной экономике. Монополисты не будут снижать цены и при повышении ставки – они просто заложат её в стоимость товара. Инфляция станет только выше. Для того чтобы реально снизить цены, надо стимулировать конкуренцию и расширять предложение. Без этого развития не будет". | Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024 |
|