Александр Бабаков: команде Правительства предстоит переход к новой эпохе в социально-экономической политике 13 мая 2024
14214010
14213910
13 мая на пленарном заседании Госдумы с заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам от фракции "СРЗП" выступил Заместитель Председателя ГД Александр Бабаков:
- Уважаемые коллеги, предлагаемые кадровые решения со всей определенностью говорят о том, что четырехлетняя работа команды нашего премьера получила очень высокую оценку. Преемственность этой работы будет обеспечена в полной мере.
Вместе с тем, новой старой команде предстоит переход к новой эпохе в нашей социально-экономической политике. План такого перехода развернуто изложен в Указе о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, подписанном 7 мая текущего года.
Однако для реализации целей, изложенных в Указе, потребуется большая политэкономическая, я бы сказал, инженерно-экономическая работа по приведению в соответствие названных целей и всего нашего экономического механизма.
При этом всё можно отлично реализовать в рамках существующей системы.
Обратимся к целеполаганию, с которого все начинается. Первый раздел.
"...Определить следующие национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года (далее – национальные цели):
а) сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи;
б) реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности;
в) комфортная и безопасная среда для жизни..."
На мой взгляд, это один из самых ярких и очевидных признаков нового качества. Не рост ВВП или расширение экспортных рынков сами по себе, а глубоко гуманитарные, человеческие цели. Именно ради этого – народосбережения, здоровья, благополучия, семей, реализации талантов и человеческой среде обитания, существует экономика, и ее рост, и технологии, и всё остальное.
Надо сказать, что весь экономический базис в Указе более чем на месте. Но этот базис поставлен именно что на своё место, как средство и способ достижения истинных целей, ради которых живет человек.
Инструменты и временные горизонты. Раздел 9. Поручения Правительству Российской Федерации:
"...в) до 31 декабря 2024 года:
разработать и представить на рассмотрение Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года;
разработать и утвердить стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года;
г) до 1 июля 2025 года разработать с использованием единой цифровой картографической основы Российской Федерации и утвердить комплексный план развития транспортной, энергетической, телекоммуникационной, социальной и иной инфраструктуры на период до 2036 года, необходимой для реализации национальных целей".
Ну что ж, длинная дискуссия про "рынок-план" приведена к логическому и физически неизбежному решению: макроэкономическое стратегическое планирование благополучно восстанавливается, причём вместе с единой стратегией пространственного развития и комплексной разработкой всей системной инфраструктуры.
Это не менее яркое подтверждение того самого нового качества, новой эпохи, о наступлении которой мы беремся заявлять.
Хочу еще раз отметить: считаем целесообразным выделить стратегическое макро-планирование в отдельный ФОИВ, т.к. совмещение такого планирования и оперативного руководства экономикой крайне неэффективно ни с организационно-управленческой, ни с психологической точек зрения. Эти два вида деятельности, являясь неразрывными частями одной системы, тем не менее требуют разной квалификации, разных навыков и разной мотивации.
Полагаю, что и комплексное пространственное развитие неизбежно потребует создания отдельного системного центра компетенций, т.е. еще одного ФОИВа. Основания – те же.
Предлагаю посмотреть на конкретные цифры из Указа. Например, 33 кв. м. на человека в 2030-м и 38 кв. м. в 2036-м, лично я считаю такие цели скорее консервативными, чем амбициозными, они означают, что теперь мы будем расселять людей прежде всего по ИЖС и таунсхаусам на большой территории, обеспеченной всей инфраструктурой. Поэтому управление необходимо существенно модернизировать.
Или рост обработки минимум на 40% к 2030 году автоматически означает ежегодные темпы не менее 5,8%.
Нам сейчас возразят, а как же ДКП, денежное малокровие российской экономики, запретительная ключевая ставка и все остальные либеральные пережитки нашей действительности? Как это соотносится с теми обзорами и прогнозами, которые регулярно выпускает наш ЦБ (как мы знаем, вслед за аналогичными материалами МВФ)?
Мое мнение – никак. Если кто и оторвался от реальности, так это авторы и исполнители прежней политики либерального глобализма, включая таковых в нашей стране. За ними ни теоретических обоснований, ни практических подтверждений.
Другая политика может быть начата буквально завтра. Все предпосылки для этого есть. Все опробовано во множестве стран. Особо ценный пример того, как это работает, – наш большой сосед Китай.
Потребует усилий определенная модификация общественного сознания; нам необходимо преодолеть некоторые очень устойчивые либеральные табу, к которым мы так привыкли за предыдущие 30 лет.
Как бы нас ни пугали якобы неизбежной инфляцией, следует принять простую инженерную мысль – дефицит товаров лечится быстрым ростом их предложения. А быстрый рост производства невозможен без легкого доступа к дешевым целевым кредитам. Ключевая ставка должна быть быстро снижена. Да, пока это не компетенция Правительства, но в его компетенции формирование консолидированного экономического мнения, государственно-частного характера, разумеется. Голос производителей, а не только финансистов сам по себе, должен быть объединён и услышан.
Россия вполне можно ставить цель по инфляции в 2–4%, но только не через сжатие кредитования (это никогда не работает, и сегодня не работает), а через доступные кредиты и субсидии на быстрое расширение выпуска. Вспомним политику поддержки наших аграриев за последние 12 лет, а также ВПК.
Безусловно необходимо сохранение валютного контроля. Он должен стать постоянно действующей и неотменяемой нормой.
Существенное повышение расходов бюджета, и только через механизмы покрытия дефицита с нулевой стоимостью обслуживания госдолга для бюджета. Бюджетные кредиты на развитие – это инвестиции высочайшей эффективности. Рост ненефтегазовых доходов бюджета последние два года бьет мировые рекорды. И никакого чуда тут нет. Любые целевые госинвестиции всегда ведут к такому результату, ведь государство получает не только проценты по кредитам (в данном случае они могут быть вообще равны нулю), но и все налоги, пошлины, акцизы и иные поступления, возникающие в процессе расширения экономической деятельности.
Соответственно, инвестиции в импортозамещение, новые технологические проекты, образование, науку должны быстро вырасти кратно. Нужно лишь привыкнуть к этой странной мысли, что такое возможно уже завтра, и при этом безо всяких неприятных последствий для финансовой стабильности.
Мысль, которая звучит просто страшно, но которую настала пора допустить: реверсные инженеры, разработчики, импортозаместители имеют право на ошибку. Нельзя требовать от них успеха в каждом начатом проекте. Такого никогда не было и никогда не будет. Неизбежно будут и неудачи. И потребуются списания. Однако сейчас мы теряем на порядки больше, зажимая контроль до предела и постоянно выплескивая неисчислимых детей вместе с водой. Бизнес просто боится лишний раз рискнуть, поскольку такой риск влечет за собой прямую угрозу применения УК. В мире многие десятки лет существуют отличные механизмы, которые позволяют и мошенников эффективно контролировать, и талантам давать свободу действий. А известные примеры масштабных хищений никак нельзя отнести к недостаткам существующей системы контроля. Там работали другие причинно-следственные и иные связи.
Сокращение избыточного экспорта. Звучит по-прежнему странно и непривычно, но это физически так. Мы перестанем дарить ежегодные объемы продукции на сотни миллиардов долларов. Это высвободит недостающие ресурсы для внутреннего потребления, для роста реальных доходов, и для сокращения самых опасных для России форм трудовой миграции из ближнего зарубежья.
"Экономика предложения", о которой говорит премьер, означает на практике стратегическое государственно-частное партнерство как доминирующий принцип организации экономических процессов и отказ от примитивных рыночных представлений. Как показывает реальная жизнь, наши предприятия и концерны конкурируют с мировыми ТНК и компаниями, поддерживаемыми национальными государствами. Так давайте будем играть на стороне наших, а не в пользу абстрактных принципов свободной конкуренции, которой просто не существует в природе. | Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025 |
|