Сергей Миронов выступил на заседании Экспертного совета фракции "СРЗП", посвящённом развитию Северного морского пути 22 марта 2024
14098210
14098310
14098410
14098510
14098610
14098710
14098810
14098910
Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов 21 марта выступил на заседании Экспертного совета "СРЗП", посвящённом развитию Северного морского пути и освоению Арктики:
- В Послании Федеральному Собранию Президент России чётко поставил задачи по развитию Северного морского пути. Были указаны конкретные направления этого развития.
Мы с вами понимаем, что, вероятно, время арктических рекордов прошло. Необходима эффективная системная работа по организации морских перевозок. Наши конкурентные преимущества совершенно очевидны. Территория вдоль Северного морского пути относительно обжита, есть крупные порты, есть мощный ледокольный флот, к некоторым портам (к сожалению, только к некоторым) подведены железнодорожные ветки, что упрощает, конечно, логистику. Специалисты говорят, что при дальнейшем отступлении льдов на Север, акватория может стать доступной для прохода судов без ледокольного сопровождения.
Немного отвлекусь. Как горный инженер-геофизик, который десятилетиями занимается проблемами изменения климата, я хочу уважаемой аудитории сказать, что существующие соглашения – Киотское и Парижское – по антропогенному воздействию на климат – это блеф. С научной точки зрения там нет ничего, за исключением одного – желания управлять чужими экономиками. Конечно, не надо засорять нашу атмосферу, но антропогенное воздействие ничтожно по сравнению с реальными выделениями углекислого газа природной биотой и самым главным парниковым газом – водяным паром.
В связи с этим не могу не напомнить о цикличности, когда регулярно сменяется потепление похолоданием. В качестве примера можно привести известный большой полуостров Гренландия. Когда-то он был зелёным и там выращивали пшеницу. Сейчас мы видим другое. Но это я отвлёкся.
У Северного морского пути, как мы знаем, есть конкуренты. Это Северо-Западный проход вдоль Канады и Трансполярный морской путь. Их будущее пока туманно. Есть все основания считать, что Северный морской путь со временем может стать одной из главных транспортных артерий мира.
Неслучайно США и многие страны НАТО настойчиво оспаривают морские границы в Северном Ледовитом океане. Поднимается вопрос о передаче Северного морского пути под международное управление, что может привести к пересмотру статуса арктических проливов как внутренних вод России. И, как следствие, возникнут новые претензии на российский континентальный шельф, и холодная война за студёную Арктику будет только разгораться.
В ответ на эти притязания, как вы знаете, мы объявили Северный морской путь исторически сложившейся национальной транспортной коммуникацией и разработали особые правила прохождения военных судов иностранных государств по этому маршруту, но работа не закончена.
Несколько моментов. Первое. На этом маршруте, конечно, необходимо создавать всю необходимую инфраструктуру для круглогодичной навигации. Безопасность маршрута требует учёта значительного количества данных, которые нужно обновлять буквально каждый день. И полярными станциями эту задачу не решить. Необходимо создавать спутниковые группировки специально для Северного морского пути. Космический мониторинг должен обеспечить постоянное наблюдение за состоянием арктического льда на больших пространствах, сочетая преимущества обзора с высокой разрешающей способностью.
Приведу один убедительный пример. Как мы помним, в ноябре 2021 года на маршруте Северного морского пути возникла крупная внештатная ситуация. Гидрометцентр спрогнозировал лёгкие ледовые условия, но 24 судна оказались заблокированными во льдах. Росатом создал оперативный штаб, и ситуацию успешно преодолели за несколько недель усилиями атомного ледокольного флота.
Не могу не отметить, что сегодня, когда Росатом получил право выдавать разрешения на проход по Северному морскому пути, не было ни одной аварийной ситуации. Также благодаря Росатому из года в год растёт объём перевозок по Северному морскому пути. В 2023 году объём грузоперевозок стал рекордным и составил 36,254 млн тонн, превысив целевой показатель более, чем на 250 тысяч тонн.
В целом, сегодня важнейшие проекты нацелены на восстановление стратегически важных объектов, невозможных без активного участия атомного ледокольного флота. Доказательством этого стали успешные операции по проводке караванов кораблей северного флота, осуществляемые атомоходами Росатомфлота ещё с осени 2013 года. Всё это несмотря на то, что дефицит ледоколов и кадров по-прежнему остаётся вопросом, который стоит на повестке дня и требует своевременного решения.
В 2023 году впервые в мире с палубы атомного ледокола "Таймыр" были проведены испытания беспилотника, который произвёл визуальную и радиолокационную съёмку арктической акватории.
Второе. Потребительский подход к освоению Арктики абсолютно неприемлем. Упрощённые сценарии, которые выстраиваются в рамках бизнес-модели, работать не будут. С точки зрения примитивного сиюминутного расчёта Арктика нерентабельна. Требуется другой подход. Эффективность в Арктике надо считать по критериям, обращённым в будущее.
Сегодня у нас в Арктической зоне проживает 2,6 млн человек. Это на порядок больше, чем у наших арктических конкурентов, однако рабочих рук всё равно не хватает. Завоз работников вахтовым методом, что делают ресурсодобывающие компании, проблему, конечно же, не решает. Временщики там не нужны.
Инфраструктура арктических портов должна быть тесно связана с социальной инфраструктурой арктических городов. Нужны масштабные социальные программы, компенсирующие неблагоприятные условия жизни. Главным принципом социальной политики в арктической зоне должен стать принцип компенсационности – возмещения повышенных материальных затрат и тяжёлых условий жизни более высокими социальными стандартами. При определении компенсаций необходим более полный учёт особенностей отдельных территорий: климата, удалённости, структуры населения, транспортной доступности, очаговости размещения социальной инфраструктуры.
Третье. Необходимо существенно увеличить государственное финансирование геологических исследований. Всероссийский научно-исследовательский геологический нефтяной институт в 2023 году объявил два тендера общей стоимостью всего 2,5 млрд рублей на выполнение работ по изучению нефтегазоносности недр Арктического шельфа. Эти деньги будут направлены на исследование 249 тысяч квадратных километров, что сравнимо с площадью Великобритании.
Только на Таймыре есть четыре чрезвычайно перспективных нефтегазоносных бассейна. Нужно, как минимум, в 10 раз увеличить объёмы проводимых исследований, чтобы просто подступиться к освоению этого перспективного региона.
Не могу как горный инженер-геофизик в прошлом не сказать, что у нас нормальной двухсоттысячной геологической съёмкой огромное количество территорий восточного Урала не покрыты. Это говорит о том, что мы даже ещё не знаем, что нас приятного может ожидать при изучении.
Вы, наверное, слышали, что недавно, буквально на днях, была встреча руководителей фракций с Президентом. Я в очередной раз предложил Президенту всё-таки создать Министерство геологии, потому что необходимо профессионально этим заниматься, а вот эта раздробленность между Министерством природных ресурсов и экологии и агентством "Роснедра" ничего хорошего не делает.
Недавно у нас состоялась VII Международная геолого-геофизическая конференция и выставка "ГеоЕвразия-2024. Геологоразведочные технологии – наука и бизнес". Это одна из немногих площадок, собирающих как представителей компаний-недропользователей, так и сервисных организаций, научных центров и академических институтов. Консолидация специалистов помогает рассмотреть освоение Арктики с разных сторон, в том числе и логистические проблемы. Эта тема, безусловно, заслуживает самого пристального внимания.
Считаю, что на площадку этой авторитетной конференции было бы целесообразно привлекать депутатов Государственной Думы с учётом того, что освоение Арктики потребует масштабной законодательной работы. Не секрет, что и сегодняшнее заседание Экспертного совета посвящено именно этому. Мы как законодатели хотим услышать от вас, профессионалов, что необходимо делать, какие необходимо вносить изменения в существующее законодательство.
Роль Арктической зоны России определяется не только нефтью, газом, транспортной логистикой, но и альтернативным способ жизни, получившим название Северная цивилизация. Это один из самых разумных ответов на вызов общества потребления. Люди, осваивающие Север, – это люди с особыми ценностями и менталитетом. Если будут такие люди, то у российской Арктики есть будущее.
Адмирал Макаров в своё время назвал Россию зданием, фасад которого обращён к Ледовитому океану. Сегодня у нас самая мощная арктическая экономика мира. Чтобы ещё больше укрепить свои позиции в Арктике, нужна продуманная, последовательная государственная политика по освоению Северного морского пути.
Рассчитываю на то, что в рамках сегодняшнего заседания Экспертного совета поступят дельные предложения для нашей дальнейшей совместной работы. | Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024 |
|