Сергей Кабышев о развитии научных территорий как общенациональной задаче Сергей Кабышев, 06 мая 2023 В недавно появившемся перечне поручений Президента РФ по итогам заседания Совета по науке и образованию, состоявшегося 8 февраля 2023 года, содержится поручение Правительству РФ "принять дополнительные меры по инфраструктурному развитию территорий с высоким научно-технологическим потенциалом в рамках реализации программ благоустройства городов и проектов по созданию комфортной городской среды" (Пр-800, п. 2 ж)). Это ожидаемое и крайне важное задание, реализация которого исключает упрощения, требует продуманного системного неформального подхода. Прежде всего следует напомнить, что основной предпосылкой для данного поручения стали предложения, озвученные на заседании Совета директоров Объединенного института ядерных исследований академиком РАН Г.В. Трубниковым. Развивая высказанные в предшествующих выступлениях позиции (в особенности А.А. Травникова о придании дополнительного значения вопросам управления территориями с повышенной концентрацией науки), Г.В. Трубников обозначил потребность актуализировать статус наукоградов и территорий с концентрацией научного интеллекта. Особое значение, по его мнению, должно быть придано территориям, вовлеченным в реализацию научно-технологических проектов мирового уровня (мегасайенс), а существенным фактором их развития (в том числе кадрового) должно служить сопряжение качества урбанистики с уровнем и характером решаемых научно-технологических задач. Соответственно, как резюмировал Г.В. Трубников: "смысл... предложения в том, что программа инфраструктурного развития таких территорий, может быть, заслуживает отдельного федерального проекта и уж точно заслуживает актуализации статуса таких малых территорий концентрации научного интеллекта". Эти предложения созвучны рекомендациям Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию по итогам выездного заседания на тему "Потенциал наукоградов и территорий с высокой концентрацией интеллекта для форсированного научно-технологического развития России: законотворческий аспект", утвержденным 24 ноября 2022 года. Основной посыл рекомендаций в том, что механизмы управления наукоградами и иными подобными территориями, имеющими общенациональное стратегическое значение, должны обеспечивать согласованное развитие этих территорий в рамках единой государственной научно-технической политики. Существующая же модель, втискивающая наукограды в оболочку городского округа, искусственно препятствует сохранению и развитию нашего научного потенциала с использованием современных конституционных возможностей организации системы публичной власти. Реализация президентского поручения, рассматриваемого в обозначенном контексте, не может сводиться к перераспределению и повышению концентрации средств для целей благоустройства. Объем финансирования ни в коей мере не предопределяет качество решения задач, тем более что применительно к научным территориям само благоустройство является специализированным, должно быть подчинено приоритетным государственным научно-технологическим задачам. Расширение финансирования должно быть обусловлено научной оценкой функциональных возможностей реализации поставленных задач, а также прогнозируемых последствий и рисков принимаемых решений. Выполнение президентского поручения предполагает: а) определение и юридическую формализацию состава территорий с высоким научно-технологическим потенциалом и тех из их числа нуждающихся в дополнительных мерах по инфраструктурному развитию, применительно к которым такие дополнительные меры являются необходимыми и оправданными с точки зрения приоритетных задач государственного научно-технологического развития; б) формирование (совершенствование) организационно-правовых механизмов, обеспечивающих реализацию мероприятий инфраструктурного развития территорий с высоким научно-технологическим потенциалом в соответствии с целями сохранения и развития данного научно-технологического потенциала, т.е. подчинение программам и проектов благоустройства соответствующих территорий централизованным механизмам управления ими как именно научно-ориентированными территориями, интегрированными в государственную научно-техническую политику; в) определение перечня дополнительных мер и критериев оценки их эффективности, в том числе с использованием пилотной модели правового регулирования. Данная работа требует межведомственного взаимодействия с активным участием Минобрнауки России и экспертного сообщества. Требуются системные законодательные решения и институты, которые бы обеспечивали централизованный режим управления комплексным научно-технологическим, социально-экономическим, пространственным развитием территорий, имеющих высокий научно-технический потенциал и стратегическое значение для государства. Отмечаемая экспертами острота вопросов пространственного развития наукоградов, связанная с территориальными укрупнениями, может создавать при неизменности прежних управленческих моделей дополнительные инфраструктурные риски. В связи с этим поставленные задачи инфраструктурного развития научных территорий должны решаться в соответствии с приоритетами научно-технологического развития и в более широком, нежели коммунально-бытовой, контексте, включая актуализацию Стратегии НТР (Пр-800, п.1 а)-1).
|