Сергей Кабышев: научно-технологическое развитие должно рассматриваться как гарантия основ конституционного строя 19 декабря 2022 Председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" Сергей Кабышев рассказал о своем выступлении с докладом на Экспертной площадке "Технологический суверенитет: конституционно-правовой смысл и проблемы обеспечения" в Московском государственном юридическом университете им. О.Е. Кутафина (МГЮА): - Прежде всего, отметил важность и насущную необходимость обсуждения именно конституционно-правовых аспектов научно-технологического развития России. Вопросы научно-технологического развития не сводятся к конкретно-отраслевым проблемам, а имеют в своей основе особое конституционное значение. И это не ситуативно-политическая, а общая принципиальная оценка. Научные достижения и технологические инновации определяют все стороны жизни государства и общества, реальную степень защищенности основных интересов личности и общенациональных интересов. Отставание в науке и технологиях осложняет доступ к необходимым социальным благам, создает риски снижения качества жизни и угрозу сохранению устойчивой целостности (экономической, энергетической, транспортной, информационной и иной связанности) общества. Поэтому научно-технологическое развитие (в его правовом измерении) должно рассматриваться не только как направление деятельности государства, но и как один из важнейших институтов гарантирования основ конституционного строя. С учетом широкого охвата проблематики Экспертной площадки высказал ряд тезисов по наиболее актуальным вопросам, имеющим концептуальную и практическую значимость для развития законодательства. 1) Решая в текущей суровой обстановке задачи прорывного развития страны в сочетании с безусловным исполнением конституционных обязательств социального характера, мы должны провести тщательную ревизию тех введенных в российское право научных категорий и концепций, которые в их политико-правовой интерпретации на международном (региональном) уровне могут создавать неоправданные препятствия и дисбалансы в реализации наших национальных целей и приоритетов. В частности, требует переосмысления концепция устойчивого развития, реализация которой (при очевидной важности самой идеи) демонстрирует серьезную, нарастающую асимметрию в мировом масштабе в интересах группы более могущественных стран. Поиск оптимального баланса социальных, экономических, экологических задач – суверенная прерогатива государства. 2) Раскрывая роль науки и технологий как факторов национальной безопасности, нужно исходить из понимания государственной научно-технической политики как "единой социально ориентированной" (пункт "в" части 1 статьи 114 Конституции России), направленной на обеспечение интегрального единства интересов личности, общества и государства. Конституционная значимость и методологическая специфика организации общественных отношений, объединенных в рамках осуществления научно-технологического развития, необходимость их квалифицированного обеспечения актуализируют задачу обособления права науки как комплексного межотраслевого образования, формирования соответствующей учебной и научной дисциплины. 3) Следует внимательно подходить к использованию в юриспруденции эвфемизмов "научный суверенитет" и им подобных, востребованных в политическом лексиконе. Все мы понимаем важность задач, описываемых с помощью таких терминов. Но правовые термины формируют образы, влияют на восприятие явлений и могут создавать юридические риски. Суверенитет един и неделим. 4) При обсуждении вопросов правового регулирования инноваций важно исходить из того, что современное право в целом должно быть инновационно ориентированным, обеспечивать повсеместное, а не островковое развитие инноваций. Прежде всего, формирование и внедрение инновационных идей должно происходить в самом праве и посредством права. Необходимо сформировать конституционно-правовой режим стимулирования инноваций (в том числе определить цели, задачи, функции соответствующего института, особенности субъектов, инструменты реализации их интересов, этапы достижения целей правового регулирования). Важно совершенствовать организацию управления инновационным развитием, включая координацию государственного и частного секторов, развитие государственного заказа на инновации, уточнение критериев определения инноваций. 5) Реализация задач в сфере научно-технологического развития России неразрывно связана с пространственно-территориальным развитием, должна осуществляться с опорой на согласованное участие субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в проведении единой государственной научно-технической политики. Необходимо обеспечить согласованность формируемых научно-технологических задач с региональными и местными особенностями и потребностями, а также эффективное системное взаимодействие органов публичной власти разного уровня по вопросам научно-технологического развития. 6) Отдельного внимания требует развитие наукоградов и иных территорий с высоким научно-техническим и инновационным потенциалом. В частности, важно рассмотреть вопрос о необходимости уточнения правового статуса наукоградов Российской Федерации как особых публично-правовых образований, имеющих общегосударственное стратегическое значение для достижения прорывного, форсированного научно-технологического развития Российской Федерации.
|