Сергей Кабышев: новые научно-технологические вызовы – новые управленческие решения Автор: Сергей Кабышев, 03 ноября 2022 Сегодня перед нами стоит важнейшая задача осуществления научно-технологического прорыва. Много говорится об импортозамещении, независимости, опережении. И это абсолютно правильно: все потребности экономики и социальной сферы нужно обеспечить – оперативно, качественно и в максимально полном объеме. Вместе с тем в стратегическом плане крайне важно осознать научно-технологическое развитие не как инструмент реагирования на геополитические условия, а прежде всего как первооснову внутренней политики. Очевидная взаимосвязь научно-технологического развития с внешней политикой не должна приобретать самодовлеющий, абсолютизированный характер. Ключевой смысл научно-технологического рывка в том, чтобы национальная система науки, техники, инноваций обеспечивала устойчивое единство, благополучие и прогресс нашего многонационального народа, давала качественные средства и технологии для реализации растущего человеческого потенциала. Нужно понимать, что технологический суверенитет – не какая-то отдельная, обособленная область общественных отношений, не однопорядковая или синонимическая категория с терминами, а научно-технологическая самодостаточность, автаркия, паритет, лидерство. А это по существу характеристика научно-технологических факторов как базовых и сквозных для обеспечения суверенитета государства как такового, во всех сферах общественно-государственной жизни. Научно-технологическое развитие должно быть органически встроено во все экономические и социальные процессы. В соответствии с этим пониманием должен выстраиваться (совершенствоваться) организационно-управленческий механизм государства, все элементы которого должны быть, с одной стороны, научно обоснованы и выверены, а с другой – интегрированы в общую систему обеспечения научно-технологического развития. Важным шагом в этом направлении стало поручение Президента Российской Федерации Владимира Путина: к 15 декабря 2022 года "обеспечить определение в федеральных органах исполнительной власти заместителя руководителя, ответственного за научно-технологическое развитие" (Пр-1553, п.1 л). Подчеркну, что эта мера призвана полнее, четче и персонифицировано конкретизировать институциональный порядок реализации конституционных задач Правительства Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации оно обязано обеспечивать проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области науки, а также государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала (пункты "в" и "в.1" части 1 статьи 114). Приведенные нормы отражают основную суть общественного договора с наукой, состоящего в единстве, по крайней мере, следующих моментов: а) принципиальное социальное целеполагание научной деятельности, которая должна быть направлена на получение в конечном итоге общественно значимых результатов; б) взаимосвязь целенаправленной государственной поддержки научно-технологического развития с конечной социальной результативностью (что отнюдь не равнозначно бюджетному детерминизму); в) обеспечение общественного престижа научной деятельности, высокого социального статуса ученого. В настоящее время идет активная фаза правового оформления ответственных за научно-технологическое развитие в федеральных органах исполнительной власти. Здесь важна не только юридическая точность, но и правильное общественное восприятие. Богатое ассоциативное мышление может давать разные образы этого института. Но его позиционирование в информационном пространстве должно быть корректным, адекватным, формировать верное представление в общественном мнении о государственной научно-технической политике. Серьезный резонанс вызвал растиражированный на различных медийных площадках образ "научных омбудсменов". Ко мне поступают обращения с недоумением по поводу роли вновь создаваемого института. Обескураживает предположение о том, что якобы создается система специальных уполномоченных по защите прав ученых от угроз и нарушений во взаимоотношениях с федеральными органами исполнительной власти. Хочу подчеркнуть, что цель института ответственных по научно-технологическому развитию состоит в том, чтобы эффективно реализовать социальный смысл государственной научно-технической политики, обеспечив скоординированное сопряжение отраслевого государственного управления с научно-технологическим развитием. Если прибегнуть к образам, то по сути это спецотряд научной мобилизации, призванный активизировать социальный потенциал науки по конкретно-отраслевым актуальным направлениям и научно-технологический функционал всей системы государственной администрации. Речь идет о взаимоусиливающей (синергетической) мобилизации, построенной через постоянный профессиональный и широкий диалог науки и власти. Усилия по адаптации организационно-управленческого механизма государства к задачам научно-технологического рывка должны получить дальнейшее последовательное развитие. И мелочей (в том числе информационного характера) здесь нет.
|