ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Анатолий Аксаков и Игорь Моляков о бюджетных кредитах субъектам Федерации

25 мая 2021

25 мая Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 1171664-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в части предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и реструктуризации ранее привлеченных субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, а также совершенствовании бюджетного процесса). С докладом выступил официальный представитель Правительства РФ, заместитель Министра финансов РФ Алексей Лавров. Вопрос задал депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Игорь Моляков. Позицию фракции "СР" озвучил председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Игорь Моляков:

- Уважаемый Алексей Михайлович, существуют индикаторы исполнения бюджетных кредитов, они четко прописаны, и прописаны для того, чтобы посмотреть, насколько успешно достигаются стратегические цели, под которые кредит выдан.

А как можно вот здесь проконтролировать, если сегодня условно единица металла стоила рубль, а на утро она – 10 рублей? И это первый вопрос.

А второй вопрос. Есть две стороны, есть человек, который дал кредит, не человек, организация, Правительство, и есть республика или область, которая взяла этот кредит, и, естественно, область начинает объяснять: вот цены на металл, а Правительство может быть снисходительным, а может быть и нет…

Алексей Лавров:

- Уважаемый Игорь Юрьевич, если я правильно понял, речь идет о том, что делать, если начался инвестиционный или строительный проект и произошло удорожание любых комплектующих любой себестоимости. У нас есть инструмент внесения изменений в такие контракты по решению соответствующих правительств, субъектовой, местной администрации в размере до 30% удорожания, а если и этого не хватает, у нас есть специальный порядок по 111-й статье 44-го федерального закона, когда уже на уровне Правительства можно делать еще больше удорожание.

Но вот с точки зрения кредитов, если субъект Федерации будет контрактоваться сам непосредственно, а не через какое-то юридическое лицо, выдавая субсидию, конечно, все эти инструменты будут задействованы. Влияние этого фактора ценового, оно на любой контракт влияет, на любом контракте сказывается. Такие инструменты есть.

И, отвечая на ваш вопрос, я хочу чётко сформулировать, какой наш подход. У нас рассчитан консолидированный рыночный долг субъектов и муниципалитетов, и мы эту цифру представим и знаем по каждому субъекту. И есть консолидированная сумма налогов и налоговых доходов. Так вот, в каждом субъекте соотношение будет снижено до 25% суммарно.

Дальше нам предстоит обсудить и решить, как дальше этот кредит использовать в субъекте Федерации: то ли совсем его ограничить, просто транслировать на уровень муниципальных образований, то ли дать какую-то возможность дифференцированного подхода. В законопроекте об этом не сказано, но в подходах, в методиках, подходах по предоставлению замещающих кредитов это должно быть, конечно, этот вопрос должен быть решён. Но в целом абсолютно точно муниципальные образования в этой схеме снижения нагрузки участвуют в полном объёме рыночных заимствований.

Анатолий Аксаков:

- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", безусловно, поддерживает этот законопроект. Очень важные предложения Президента, которые поддержат субъекты Федерации и муниципалитеты.

При этом Вячеслав Викторович поднял очень важный и концептуальный подход и к межбюджетным отношениям, и вообще к различным программам, которые реализуются на федеральном уровне. Мы как бы меряем среднюю температуру по квартире, а страна очень разная, и поэтому программы эту специфику территорий, конечно, должны учитывать.

И зачастую те программы, которые запускаются на федеральном уровне, они усиливают разрыв в развитии регионов. Например, "программа 6,5" по ипотечному кредитованию. Хорошая программа? Хорошая. Многие брали кредиты для того, чтобы купить жильё, под, ну, относительно низкую ставку процентную.

Где это произошло в основном? Больше половины кредитов – Москва, Московская область, Санкт-Петербург, это в том числе из других регионов брали кредиты для того, чтобы купить квартиру в этих регионах.

В результате получается, что мы оголяем всю остальную Россию, благодаря, в общем-то, по формальным признакам, очень хорошей программе. И поэтому любая программа, не только межбюджетные отношения, она должна учитывать специфику и, соответственно, строиться таким образом, чтобы разрыв в экономическом развитии регионов учитывался.

И ещё один момент, на который я хотел обратить внимание: инфраструктура и кредиты вступают в конкуренцию с инфраструктурными облигациями, жилищными облигациями, которые сейчас активно разрабатываются, и Президент о них говорил, там требуется гарантия бюджета, там учитывается дефицит бюджета. И, соответственно, многие регионы, конечно, перекинутся на инфраструктурные кредиты. Но тема облигаций, она тоже очень широко обсуждалась. Мы говорили, что это очень хороший инструмент. Может так получиться, что он станет невостребованным.

И тоже надо предложить способы поддержки этого инструмента, чтобы они не конкурировали, а, наоборот, друг друга дополняли. И, возможно, в этом законопроекте соответствующие нормы необходимо предусмотреть.

А так мы поддерживаем законопроект и будем активно принимать участие в подготовке ко второму чтению. Спасибо.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024