Галина Хованская выступила в ходе штабных учений "За Справедливость и Правду – 2021" 24 апреля 2021 Председатель Совета Регионального отделения Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ в городе Москве, председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская 24 апреля выступила в ходе штабных учений "За Справедливость и Правду – 2021". В своем докаладе она акцентировала внимание на проблемах в сфере ЖКХ. Это станет одной из ключевых тем программы, с которой пойдет на выборы Московское отделение партии. Предлагаем вашему вниманию основные тезисы доклада: 1. Расселение аварийного жилищного фонда
Законопроект № 925606-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" внесен в Государственную Думу.
В настоящее время более 7 млн человек продолжают стоять в очереди на предоставление жилых помещений. Одна лишь ипотека не способна решить жилищные проблемы людей. Президентом Российской Федерации поставлена задача не только ежегодного строительства 120 млн кв.м. жилья в год, но и в первую очередь обеспечение жилыми помещениями 5 млн семей в год. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ убеждена, что это должны быть граждане, длительное время стоящие в очереди на предоставление жилых помещений. Публичная власть должна выполнить обязательства перед гражданами! Необходима отдельная программа в рамках национального проекта "Жилье и городская среда".
Благодаря усилиям СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ – ЗА ПРАВДУ удалось внести в Конституцию Российской Федерации поправку, гарантирующую гражданам адресную социальную поддержку, в развитие которой мы будем добиваться права на предоставление субсидий гражданам, если их расходы на оплату ЖКУ превышают 15% семейного дохода (а не 22%, как сейчас). Законопроект № 432772-7 "О внесении изменения в статью 159 Жилищного кодекса Российской Федерации" внесен в Государственную Думу.
Законопроект № 1108360-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" внесен в Государственную Думу;
Соответствующий законопроект подготовлен к внесению в Государственную Думу.
За время введения системы капитального ремонта многоквартирных домов нам удалось значительно ее усовершенствовать в пользу собственников (адресная поддержка социально незащищенным гражданам, субсидии, защита средств на специальном счете, размер защиты и т.д.). В дальнейшем мы будем добиваться:
Законопроект № 625887-7 "О внесении изменения в статью 166 Жилищного кодекса Российской Федерации" внесен в Государственную Думу;
Учитывая, что для этого требуется внесение изменений в подзаконные акты, это предложение неоднократно направлялось в Правительство Российской Федерации.
В больших домах практически невозможно провести общее собрание собственников и принять важнейшие решения, связанные с домом (выбрать управляющую организацию, провести ремонт или благоустройство двора и т.д.). На этом "играют" недобросовестные управляющие организации, которые подделывают решения собственников для того, чтобы управлять домом или получить дополнительные деньги от жителей. Необходимо дать собственникам в таких домах возможность выбирать своих представителей из числа соседей для принятия указанных решений. Законопроект № 232824-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" внесен в Государственную Думу.
При изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (в том числе, в случае признания дома аварийным), для государственных или муниципальных нужд собственникам предоставляется предварительное и равноценное возмещение, размер которого определяется, в том числе с учетом рыночной стоимости земельного участка. Вместе с тем из-за ненадлежащего исполнения органами публичной власти обязанности по образованию этих земельных участков гражданам-собственникам предоставляется возмещение без учета стоимости. Мы предлагаем установить обязанность публичной власти до принятия решения об изъятии земельного участка образовывать его и внести сведения о его границах в ЕГРН. Законопроект № 831790-7 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и статью 566 Земельного кодекса Российской Федерации" внесен в Государственную Думу.
Мы предлагаем защитить права граждан и предотвратить злоупотребления при совершении сделок, в результате которых возникает общая долевая собственность на жилое помещение, при этом размер долей в праве собственности является незначительным, что не позволяет использовать жилое помещение в соответствии с назначением – для проживания. Инициированный нами законопроект № 346930-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принят Государственной Думой в первом чтении. До настоящего времени Правительство Российской Федерации не может определиться с поправками к нему.
После прекращения семейных отношений граждане, проживающие в жилом помещении по договору социального найма, являются разными семьями, каждая из которых самостоятельно отвечает за свои действия. Однако Жилищный кодекс не им позволяет заключить отдельные договоры социального найма, что приводит к множеству конфликтов между бывшими членами семьи, связанные с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оформлением субсидий, с отказом вселения другого члена семьи и т.д. Законопроект № 569230-7 "О внесении изменений в статью 82 Жилищного кодекса Российской Федерации" внесен в Государственную Думу.
Соответствующий законопроект подготовлен к внесению в Государственную Думу;
Соответствующий законопроект подготовлен к внесению в Государственную Думу.
В 2018 году мы вышли в Государственную Думу с конкретными предложениями по осуществлению реновации жилищного фонда, позволяющей решить проблемы граждан, проживающих в некомфортных и далеко небезопасных условиях (законопроект № 550294-7). Однако 17 ноября 2020 года указанный законопроект был отклонен. Был принят Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий", который приведет к нарушениям жилищных прав граждан в регионах, игнорированию их интересов в пользу строительных организаций, многочисленным конфликтным ситуациям с региональными и местными властями и длительным судебным тяжбам, поскольку:
Фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ голосовала против этого Закона. Мы будем отстаивать права граждан при осуществлении комплексного развития территории.
В ряде субъектов Российской Федерации осуществляется строительство т.н. апартаментов, которые в отличие от квартиры, не являются жилыми помещениями. Для граждан приобретение апартаментов приводит к множеству проблем:
А главное, к строительству апартаментов не предъявляются жесткие требования, как к строительству многоквартирных домов, например, к теплоизоляции, инсоляции, недопущению размещения в промышленных зонах и на экологически неблагополучных земельных участках. Все предусмотренные к строительству многоквартирных домов требования были разработаны с учетом необходимости обеспечения безопасности жизни и здоровья проживающих в них граждан. Так, требование к инсоляции является мерой по борьбе с туберкулезом и рахитом, требование к теплоизоляции – мерой по борьбе с хроническими заболеваниями. Таким образом, строительство апартаментов для проживания в нем граждан опасно для их здоровья и здоровья будущего поколения. В настоящее время Правительством Российской Федерации разрабатывается законопроект, предлагающий легализовать строительство многофункциональных зданий с такими помещениями. Для сохранения здоровья граждан и защиты их прав мы выступаем против этого законопроекта и предлагаем запретить строительство апартаментов.
В целях обеспечения безопасности жителей домов и защиты их прав на комфортное проживание мы добились введения запрета работы средств размещения в жилых помещениях (хостелов, ночлежек). В постоянном режиме мы проводим мониторинг принятого по нашей инициативе Закона и принимаем меры по поступающим обращениям граждан о незаконных открытиях средств размещения в жилых помещениях.
Темпы роста числа "безквартирных" детей-сирот опережают темпы обеспечения их жильем (в 2015 г. право на жилье не реализовали 79% детей-сирот, в 2017 г. – почти 83%). В очереди на жилье стоят более 200 тыс. детей-сирот старше 18 лет. Длительность ожидания жилья в отдельных регионах достигает 10 и более лет. В это время им негде жить. Мы предлагаем до предоставления детям-сиротам жилых помещений компенсировать им плату за наем или предоставлять жилые помещения для временного проживания. Законопроект № 997042-7 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесен в Государственную Думу.
В настоящее время субъекты права законодательной инициативы, злоупотребляя своим правом, вносят законопроекты, изменяющие жилищные права граждан, через другие законы. Жилищные права являются одними из приоритетных конституционных прав граждан, которые находятся под охраной и защитой Закона – Жилищного кодекса. Изменение жилищных прав должно быть обоснованным и не может приводить к ухудшению положения граждан. Мы убеждены, что в Жилищный кодекс должны вноситься изменения отдельными Законами, улучшающими жилищные права граждан.
Нарушения прав жителей со стороны недобросовестных управляющих организаций должны пресекать жилинспекции. Недопустимо выборочно подходить к обращениям жителей, прикрывая аффилированные управляющие организации и некомпетентность сотрудников инспекций. Управление многоквартирными домами – это не бизнес. Оно всегда связано с угрозой безопасности граждан, поэтому жилинспекции должны проверять все факты, поступающие от граждан. Мы выступаем против выборочного подхода к проверке жилинспекциями фактов по обращениям граждан, отраженного в законопроекте № 1051647-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В целом проблемы в сфере управления многоквартирными домами связаны с отсутствием добросовестной конкуренции, в ряде муниципальных образований – отсутствием рынка (нет альтернативных управляющих организаций), неудовлетворительным состоянием жилищного фонда (есть случаи, когда управляющие организации не хотят управлять домом по причине его убыточности в результате высокого процента износа) и многое другое. А самое главное – отсутствуют понятные и прозрачные стандарты управления многоквартирными домами, порядок информирования граждан о предоставлении жилищно-коммунальных услуг и их оплаты, порядок формирования тарифов на коммунальные услуги и размера платы за жилое помещение. Мы предлагаем:
Реализация данных предложений возможна в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации.
Очень часто первые этажи в старом жилищном фонде переведены в нежилой фонд и предприниматели, не считаясь с интересами жителей, открывают магазины, бары и другие заведения, зачастую работающие круглосуточно. Все это доставляет жителям массу неудобств. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ считает, что многоквартирные дома предназначены для комфортного проживания в них граждан. Нами предлагается согласовывать с жителями многоквартирных домов использование нежилых помещений в предпринимательских целях. Соответствующий законопроект подготовлен для внесения в Государственную Думу.
|