ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Леонид Левин: в условиях информационной войны не исключена возможность отключения России от глобального интернета

17 октября 2014

На пленарном заседании Госдумы 17 октября от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Леонид Левин:

– Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги, хотел бы познакомить всех вас с видением текущей ситуации, сформировавшейся в ходе работы в комитете информационных технологий и связи, который я возглавил.

В современном мире информация, способы её интерпретации и распространение является исключительно важными. Раньше только во время кризисов и великих революций вымышленные события и мистификации приобретали значение, сопоставимое с имевшими место в жизни. В наше время подобного рода явления становятся элементами повседневности. Благодаря интернету и современным средствам коммуникаций события, существующие исключительно в виртуальном мире могут влиять на состояние экономики и судьбы людей, иногда подменяя собой реальность.

Положительные стороны новых технологий очевидны, однако, эти же информационные технологии порождают новые вызовы для нас. Нам предстоит создать законы, отвечающие на них и защищающие наше общество от новых угроз. Мы видим, что попытки вмешаться во внутриполитическую жизнь России, путём использования общественных протестов или внешнеэкономических санкций, не принесли результата.

Поэтому закономерны попытки наших внешних оппонентов влиять на общество путём вмешательства в информационную сферу нашей страны. Это могут быть как идеологические воздействия, так и чисто технические, на программном или инфраструктурном уровне.

1 октября на Совете Безопасности были сформулированы задачи по защите граждан нашей страны от рисков в информационной сфере, используя практику развитых стран. Президент в очередной раз подтвердил, что мы не собираемся ограничивать законные интересы и возможности людей, общественных организаций, бизнеса в информационной сфере.

Очевидно, что наша дальнейшая работа будет определяться, с одной стороны, необходимостью законодательной защиты интересов государства в целом, с другой – обеспечением безопасного доступа нашего гражданина ко всем видам и каналам получения информации.

Многие годы мы жили в ситуации абсолютно свободного от регулирования и юридических процедур интернета, многим казалось, что интернет – это свободная зона без участия государства. Инерция таких настроений не была полностью изжита даже разоблачениями Сноудена.

А ведь именно они явственно показали, что в интернете злонамеренно действуют не только организованные хулиганские и криминальные группировки хакеров. Наиболее развитые государства мира в интернете действуют не менее жёстко, чем в других сферах, и наша страна должна быть к этому готова.

Государственное хакерство не только способно разрушить частную жизнь или бизнес отдельного гражданина, но и вполне может составлять реальную угрозу свободе и независимости нашей страны.

Хорошим примером может быть ситуация с защитой персональных данных. В заграничных серверах персональные данные граждан РФ никак не защищены и подвергаются незаконному сбору и использованию.

Если бы это делалось только в маркетинговых целях и для единичных случаев сетевого хулиганства, то, возможно, были бы хоть какие-то основания говорить о том, что это издержки сетевой свободы. Однако, как неопровержимо доказано историей Сноудена, персональные данные исследуются иностранными государственными структурами, которые с высокой долей вероятности занимаются этим с целью применения против интересов Российской Федерации, в нарушение безопасности российских граждан.

В отличие от Евросоюза, где существуют общие стандарты хранения и обработки данных, так называемая 108-я Конвенция об автоматической обработке данных, запрещающая передачу данных на территории, где такие стандарты не соблюдаются. Так вот, данные наших граждан совершенно спокойно передаются в любые точки мира.

Обстоятельства, сложившиеся вокруг нашей страны, вынуждают нас быть первыми и задать образец сохранения функциональности всех систем государства и бизнеса при полной локализации обработки и хранения данных.

Европейское законодательство пришло к этой идее регулирования глобальной информационной сети, об этом свидетельствует принципиальный подход, представленный в известном решении Высшего суда справедливости Евросоюза от 13 мая, который допускает достаточно жёсткое ограничение прав бизнеса, в конкретном случае владельцев поисковых роботов, в целях защиты личной информации резидентов Евросоюза. Мы не собираемся вторгаться в юрисдикции других стран, и это решение евросуда даёт нам хороший пример определения юрисдикции в интернете через язык или наличие рекламы, направленной на соответствующую аудиторию.

У нас есть успешный опыт противостояния экстремистским идеологиям. Роскомнадзор блокирует доступ к различного рода сепаратистским и псевдоисламским ресурсам, информационно поддерживающим террористов. При этом факт того, что иностранные "социальные сети" даже в очевидном деле борьбы с террором не идут на сотрудничество, и в результате сохраняется возможность распространения идеологии терроризма, говорит о том, насколько далеко зашли предубеждения против нашего государства и россиян.

Другим примером серьёзности этого перекоса в подаче информации является крайне тенденциозное освещение ведущими западными СМИ трагических событий этого года на Юге и Востоке Украины, а в ряде стран, как вы знаете, дошло уже и до отключения российских каналов.

Интернет – это такая же среда человеческой деятельности, как суша, море или космос. Неизбежно она будет полностью введена в сферу международного права, как это произошло с перечисленными средами, а ещё ведь в пятидесятых годах прошлого века единого Морского права не существовало. В настоящее время в мире обсуждается введение единого всемирного органа по регулированию интернета по образцу МАГАТЭ или других регулирующих органов семейства ООН и создание единых стандартов кибербезопасности. Вопрос только в темпах, которыми мы к этому идём. В единых правилах заинтересован и бизнес, поэтому естественной задачей всех предпринимателей, желающих развития транснациональных связей, является поддержка скорейшего включения своих стран в процесс международных переговоров по общим правилам кибербезопасности.

Так же как и в море, в виртуальной реальности все стороны, вне зависимости от истории отношений или идеологических предубеждений, заинтересованы в безопасности и порядке. Соответственно, урегулирование вопросов кибербезопасности в случае успеха может стать образцовой моделью организации международного сотрудничества в урегулировании других глобальных проблем.

Органы исполнительной власти Российской Федерации, прежде всего Роскомнадзор, ведёт диалог со всеми крупнейшими интернет-корпорациями о приведении их деятельности в соответствие с российским законодательством. По известному совпадению, значимые интернет-корпорации по своему происхождению являются или американскими, или российскими, что упрощает организацию диалога. Фактически здесь Российская Федерация выступает и в интересах всего мира, заинтересованного в демонополизации интернета.

Сейчас во многих странах говорят о возможной фрагментации мировой сети, её распаде на национальный или региональный сегмент. Сотрудничество транснациональных компаний в вопросах соблюдения национальных законодательств точно так же, как и выработка единых глобальных правил кибербезопасности, является ключевым фактором исключения такого малопривлекательного сценария в будущем.

Недавно органами исполнительной власти проводились учения по поддержанию отечественной интернет-инфраструктуры в рабочем состоянии в условиях автономного функционирования.

Разумеется, это никак не связано с идеями создания отдельного от мира российского информационного пространства. Однако мы не можем исключать, что в условиях информационной войны против России может быть принято политическое решение о санкциях в виде отключения или ограничения доступа отечественных интернет-компаний к зарубежной инфраструктуре.

Опыт уже введённых против нашей страны санкций говорит о том, что возможно практически всё. Из-за того, что существует техническая возможность отключения структурных элементов отечественного интернет-пространства, может возникнуть такая ситуация, когда зарубежные недоброжелатели отключат их с целью обвинить в этом власти Российской Федерации для провокаций и волнений. Поэтому необходима максимальная локализация как производства и размещения элементной базы, так и программного обеспечения просто для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу интернет-сервиса, уже ставшего привычным для широчайших слоев наших сограждан.

Нельзя не подчеркнуть и основные тенденции того, куда мы идём в будущем. Нам предстоит двигаться в сторону деанонимизации интернета и создания подлинно правового глобального виртуального пространства с едиными международными органами регулирования.

Дорогие коллеги, бесспорно, сложившаяся международная политическая ситуация создаёт не только угрозы развитию нашей страны, но и возможности для отечественного бизнеса, имеющего определённый задел в виде кадров, создавших компании, конкурентоспособные в глобальном масштабе.

Наша задача – создать систему законов, максимально благоприятствующую реализации этого потенциала.

Но создавая систему общенациональной безопасности, эффективные коммерческие структуры и рабочие места, нельзя забывать и о том, что страна скрепляется не только электронными сетями и картинкой программы "Время", но и ежедневными маршрутами почтальонов и привычными рубриками районных газет. Всегда в приоритете должен быть интерес наших сограждан, которые хотят бесперебойной работы всех видов связи и лёгкости транзакций по карточкам, своевременной доставки пенсий и любимых подписных изданий их родителям, а также защищенного от наркотиков, порнографии и суицида интернета для их детей.

Спасибо.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024